23 сентября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка произведений русского художника Николая Загрекова. Она представляет около 100 произведений живописи и графики. Данная экспозиция возвращает художника России и позволяет увидеть родственные связи российских и немецких культурных традиций.
Драматическая судьба художника Николая Загрекова в полной мере отразила всю сложность и противоречивость отношений России и Германии в XX веке. Родившись в 1897 году на Волге, в Саратове, он умер в 1992 году в Берлине, к этому времени столице объединенной Германии. Творчество Николая Загрекова неизвестно на родине художника, хотя он был ярким выразителем направления "новая вещественность". Его картины вызывали горячий интерес публики и восторженную критику в 1920-1930-е годы в Берлине, Париже, Вене.
Художественное обучение будущий художник начал в родном городе, сначала в Боголюбовском рисовальном училище, организованном при Радищевском художественном музее (1914-1918), затем в Высших государственных свободных художественных мастерских (1918-1921). В то время живописными мастерскими руководили П.Уткин, И.Константинов, М.Кузнецов, А.Савинов. В 1921 году Николай Загреков переехал в Москву и поступил во Вхутемас, где обучался у П.П.Кончаловского и И.И.Машкова, а также Д.Н.Кардовского.
Развитие Николая Загрекова как художника отражает тенденции искусства 20-х годов. Он начал с кубистических композиций, в которых предпочитал изображать цветы, фрукты и пейзажи, писал портреты и обнажённую натуру.
В 1921 Николай Загреков для продолжения учебы уезжает в Германию, как оказалось, навсегда. В 1922 году он поступает в Профессиональное училище искусства и ремесла Западного Берлина, в класс Г.Бенгена.
К середине 1920-х годов Загреков одновременно работает в разных манерах. Он сохраняет пленэрные традиции в пейзаже, но в резких, отрывистых мазках очевидны проявления экспрессионизма. Очевиден также интерес Загрекова к искусству Л.Коринта с его широкой, энергичной манерой письма. Близкой художнику оказалась и "новая вещественность".
В конце 1920-х - начале 1930-х к художнику пришло первое признание. Успехом пользовались его портреты, излюбленными моделями которых были спортсменки, художницы, горожанки. Уверенные в себе, несколько резкие, энергичные, порывистые, героини Загрекова символизировали собою дух времени, "Штурм и натиск" молодого века. Загреков становится штатным преподавателем Профессионального училища искусства и ремесла. Блистательное творческое становление Загрекова в Берлине в 1920-е годы подтверждает, что именно прекрасное профессиональное образование, полученное в России, помогло художнику интегрироваться в многообразный мир искусства Германии.
С приходом к власти нацистов художник лишился должности преподавателя в училище. В конце 1930-х годов политические условия и в Германии, и в советской России привели к тому, что художник потерял все связи с родиной. Его родной брат был арестован НКВД в 1936 году, после чего художник прекратил переписку с родными, оставшимися на родине, опасаясь за их жизнь. В течение многих лет близкие художника считали его погибшим.
В 1945 -1948 годах в доме Николая Загрекова размещалась советская комендатура, а самому художнику доверили исполнение 12 портретов советских маршалов, в том числе Г.К.Жукова, К.К. Рокоссовского, а также портреты И.В.Сталина и В.М.Молотова. Он выступал в роли переводчика при общении советских офицеров с представителями городских организаций.
Новый расцвет деятельности Николая Загрекова начался в послевоенные годы. В качестве архитектора он восстанавливал здания разрушенного Берлина, проектировал жилой квартал в городе. Изменился строй живописи художника. В противовес довоенному напору и энергии Загреков обратился к "тихому искусству". Пейзажи и натюрморты с непременно цветущими растениями, вазами, наполненными яркими крупными георгинами или жизнерадостными подсолнухами, стали предметом художественного вдохновения мастера. Художник работал до последних дней. Его поздние произведения - пейзажи, портреты - отмечены тонкостью живописных решений и лирическим чувством.
В 1960-е годы Николай Загреков становится главным архитектором целого квартала в Берлине. Под его руководством было возведено около тридцати домов.
Творчество Загрекова получило широкое признание. Художник был участником выставок Прусской Академии художеств и Союза берлинских художников, экспонировал свои произведения в Берлине, Париже, Мюнхене, Дюссельдорфе, Штутгарте, Гамбурге, Вене, Парме. Был знаком с крупными политиками Германии, в том числе Вилли Брандтом и Вальтером Шеелем, писал их портреты. Профессор, обладатель звания VIP за вклад в искусство Германии (1973), академик Итальянской Академии искусств (1979), он был награжден высшей наградой ФРГ - почетным крестом за заслуги перед страной в области искусства (1979), а также золотой Евро-медалью за вклад в области искусства и охраны культуры (1980). Был лауреатом премии "Золотая пальмовая ветвь Европы" (1986).
Николай Загреков умер в Берлине в возрасте 95 лет. Он так и не побывал в России, о которой часто вспоминал в последние годы. После смерти художника было создано Общество друзей Загрекова, а в его доме создан музей.
Проект "Николай Загреков. Возвращение в Россию." проходит в рамках года немецкой культуры в России, патронируемого президентом РФ В.Путиным и канцлером ФРГ Г.Шредером и осуществлен при поддержке холдинга "Северсталь-групп", АФК "Система", компании Siemens и Deutsche Bank.