НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Коран на Красной площади в Москве

16 сентября 2004Москва
Коран на Красной площади в Москве

Текст и фото - Сергей Маркус

Об этом событии, имеющем, казалось бы, сугубо музейное значение, все-таки хочется сказать: Свершилось!

В главном музее, посвященном истории России, что стоит на Красной площади в Москве впервые за сто лет открылась выставка исламских рукописей. Мне уже приходилось ранее делать неутешительный анализ: следов Ислама в экспозициях столичных музеев нет.

Но вот лед тронулся...

Выставка "Исламская рукописная книга из московских собраний" в Историческом музее открылась 17 августа и продлится до 20 сентября. Ее подготовил к проходящему в Москве 37-му Международному конгрессу азиатских и североафриканских исследований молодой востоковед Илья Зайцев.

- Мы показываем около 60 рукописей, взятых только из столичных собраний, причем не изо всех, - объясняет Илья, - А в последний раз исламские рукописи здесь экспонировались... в 1890 году. Я работал с коллекциями Библиотеки Иностранной Литературы, Института Востоковедения РАН, Исторического музея, Исторической библиотеки, отдела редких книг библиотеки Московского Университета, Московского института международных отношений (он теперь тоже университет). Это часть моего замысла создать полный Каталог мусульманских рукописей, хранящихся в Москве. А сейчас я постарался отобрать экспонаты для показа таким образом, чтобы собрания были представлены более-менее поровну. Это рукописи на арабском, персидском и тюркских языках (самая ранняя XIII века) вплоть до конца XIX. Выбирая рукописи, руководствовался не только их уникальностью. Важно было показать основные типы рукописной книги, бытовавшей в огромном регионе исламской цивилизации, книги, не только исключительные, но и более-менее типичные, близкие к повседневности.

- Я вижу, что классификация, положенная в основу показа, соответствует принятой у мусульманских ученых классификации наук.

- Да, я сделал это сознательно. Так построена и экспозиция, и буклет таким же будет и общемосковский Сводный Каталог. Какой смысл делить рукописи по языку или по странам, если мир Ислама принципиально един и, независимо от национальных языков, следует общим принципам. Сначала Коран и коранические науки, затем хадисы, потом уже догматика, фикх, философия, грамматика, лексикография и словари, художественная проза, поэзия, биографии, география, медицина и так далее...

- Так очень ясно и наглядно, что в Исламе нет деления на религиозное и светское, как в европейских культурах. Просто и величественно выстроена иерархия ценностей, иерархия слоев бытия и соответствующих им текстов. Позвольте узнать, где Вы учились, какими языками владеете и каково Ваше отношение к религии?

- Закончил московский Историко-Архивный институт, специализировался по архивному делу. Владею английским, турецким и персидским, арабский только читаю. Сейчас являюсь сотрудником Института Востоковедения и Библиотеки иностранной литературы. К религии отношусь как ученый-востоковед.

На презентации выставки выступили руководители Ильи Зайцева. Директор Института Востоковедения Ростислав Рыбаков был и официально строг и лиричен: Мы сознательно открываем эту выставку в дни, когда культуру Ислама пытаются отождествить с насилием и терроризмом европейцам следует знать, что такое реально Ислам, его люди, их творчество... А еще мне лично особо дороги эти стены ведь именно в Историческом музее много лет назад встретились мои родители, они были научными сотрудниками, полюбили друг друга, а потом я появился на свет!

Директор Библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева также обратилась к востоковедам, присутствующим на презентации: При нашей Библиотеке создан Институт толерантности и по его инициативе вы видите эту выставку. Ученые не могут быть в стороне от событий, часто трагических событий, разворачивающихся на наших глазах. Наши знания мы хотим сделать основой терпимости в обществе. В этом социальное значение этой выставки.

В целом можно сказать, что информационная поддержка выставке была достойной о ней написали многие газеты, сайты, телеканалы давали анонсы и репортажи. А будет ли продолжение? - спросил я у Ильи.

- Показать эту выставку захотели и в Петербурге, и в Казани, которая готовится к своему Тысячелетию. Но это требует финансов, страховок, усилий посмотрим...

- Но почему же эти рукописи сто лет не выставлялись? Востоковеды с ними не работали, они даже толком описаны не были...

- Увы, в Москве в советское время прервалась дореволюционная традиция восточной археографии изучения рукописей. В Ленинграде она, как ни парадоксально, продолжалась все это время и туда были сосланы многие рукописи из московских старых коллекций. 7 сентября 1956 года Президиум Академии наук СССР вынес постановление о работе Института Востоковедения, обязав ученых в Москве заниматься проблемами национально-освободительного движения, а не изучением древностей, которые были переправлены в Ленинград.

К тому же, не каждый востоковед может разбираться с рукописями. Надо знать восточную археографию, особенности оформления текстов, историю почерков, типы бумаги. Ленинградские рукописные собрания, конечно, крупнее, они хорошо известны, описаны. А вот о московских даже специалисты многие вообще не знают.

Совсем недавно, когда уже повсюду наша выставка была отрекламирована, коллеги меня спрашивают: "Как же ты рукописи из Питера повезешь?" Я говорю: "Какой Питер?!" А потому что собрания небольшие, каталогов нет. Кстати, заметьте, мы не стали брать на эту выставку книги из таких крупных хранилищ, как, например, РГБ (бывшая Ленинка). Мы привлекли те библиотеки, у которых нет возможности организовать выставку самостоятельно. Коллекции небольшого объема - несколько рукописей, может, десять-двадцать, но интересные. Я говорю именно о рукописных книгах, а не о документах на восточных языках - их-то в архивах множество. И я еще только начал работать с архивами, там тоже находятся восточные рукописи. Хорошо, вот недавно издан Каталог арабских рукописей Архива древних актов - значит, мне остаются персидские и тюркские. Собственно, как я говорил, эта выставка является началом большого проекта по созданию Сводного Каталога восточных рукописей московских хранилищ.

- Какие выставленные раритеты наиболее ценны для науки?

- Медицинская рукопись 1281 года из библиотеки МГИМО, куда она попала вместе с частью коллекции дореволюционного Лазаревского института восточных языков, а ему была подарена профессором Крымским, который привез ее из Сирии. Рукописей XIII века по всему миру вообще теперь остались считанные единицы. Еще из редчайших - прижизненные Диваны поэтов. В упомянутом мною собрании есть прижизненный Диван великого поэта Абдуррахмана Джами, переписанный в 1489 году в Ширазе.

- А как появились эти коллекции в Москве?

- То, что сейчас в библиотеке МГИМО (включая упомянутые раритеты), - часть собранного Лазаревским институтом восточных языков. Он находился в Москве, среди его основателей было много армян - его еще называли армянским и его прекрасное здание в стиле классицизма в наши дни украшает Армянский переулок близ Маросейки, там же и современное Посольство Армении в России. Так именно армяне много привозили, много покупали рукописей. После революции, в 1920-ые годы, большую часть коллекции Лазаревского института передали в Армению, а остаток унаследовал МГИМО.

Рукописи в Исторической библиотеке отчасти восходят к старой библиотеке Исторического музея. А довольно много восточных рукописей, которые сейчас в Историческом музее, попало туда с архивом генерала Скобелева, известного завоевателя Средней Азии. Я точно не знаю, откуда они у него. Но после смерти Скобелева его сестра, Белосельская-Белозерская, передала их в музей. Вообще, в архивах русских генералов восточные рукописи встречаются часто. В Государственном архиве, в собрании библиотеки Зимнего дворца много рукописей, которые подносили императору Александру III, а тот отдавал в библиотеку.

- Да, генеральские коллекции можно назвать теперь трофеями восточной политики Российской империи... А в советское время такие собрания пополнялись?

- Систематически покупала их только ленинградская Публичная библиотека. У них были для этих целей специальные денежные фонды. В Москве - в основном случайные поступления. Ленинская библиотека время от времени что-то приобретала, причем часть приобретенного потом почему-то передавалась в Ленинград, не очень понятно, по какому принципу. Вообще, из московских собраний довольно много восточных рукописей передавали в Ленинград. Одно время Музей восточных культур покупал рукописи, но в основном шли случайные поступления: кто-то пришел, предложил рукопись в музей или библиотеку, за деньги или в дар. Иногда даже не рукопись, а отдельные разрозненные листы.

Ну и были, конечно, поступления из Германии после войны, когда оттуда вывозили музейные вещи. Например, турецкий исторический сборник начала XVII века, хранящийся сейчас в Исторической библиотеке, происходит из городской библиотеки Кенигсберга и в Москву попал, видимо, после войны. Содержащаяся в нем турецкая хроника была в 1909 году описана в кенигсбергском каталоге, в 1922 году издана немецким востоковедом Ф. Гизе, потом рукопись считалась утраченной.

Раз мы говорим о происхождении рукописей, в той же Исторической библиотеке есть подносной (то есть сделанный в дар вельможе) каллиграфический сборник исторических рассказов и анекдотов "Нигаристан", переписанный в середине XIX века. На нем экслибрис, свидетельствующий, что книга принадлежала графу Фридриху Вернеру фон дер Шуленбургу, немецкому послу в Москве, тому самому, который вручал Молотову ноту о начале войны. Шуленбурга тогда выслали из СССР, он потом примкнул к антигитлеровскому заговору и был казнен в 1944 году. Видимо, из Москвы он уезжал, что называется, "с двумя чемоданами" и библиотеку свою вывезти не смог. "Нигаристан" Шуленбург скорее всего приобрел, когда во второй половине 1920-х годов был посланником в Тегеране.

- А есть ли на выставке рукописи, говорящие о контактах русских людей с мусульманским миром Востока, конечно, не в скобелевско-генеральском смысле?

- Конечно же, есть. Вот персидско-русско-латинский Словарь Ознобишина - документ, отражающий интерес к Востоку вообще, и к Ирану в частности, в русском обществе 1820-30-х гг. Дмитрий Петрович Ознобишин (1804-1877 гг.) блестящая фигура Золотого века нашей словесности, он известный поэт, современник Пушкина и Тютчева, востоковед, фольклорист и переводчик, выступавший на страницах журналов и альманахов под псевдонимом Делибюрадер. После окончания в 1824 году Московского университетского благородного пансиона он поступил на службу в московский Почтамт цензором французских повременных (т.е. периодических) изданий. Однако, служба не приносила ему удовлетворения. И тогда он стал заниматься под руководством муллы восточными языками - фарси и арабским. Потом в Симбирске он, чтобы не позабыть язык, занимался с муллой Абдуллой Мурадом. А в Московском Университете он слушал лекции профессора восточных языков А.В. Болдырева, изучал труды западных востоковедов. Ознобишин выступал в журналах и альманахах как с оригинальными стихотворениями, так и с переводами арабской, персидской. индийской поэзии, западных авторов, критическими статьями. Мой поэт и полиглот, - называл его поэт Н.М. Языков. Поэзия на фарси оставалась главным увлечением Ознобишина.

Более того, Дмитрий Петрович намеревался уехать в Персию с дипломатической миссией А.С. Грибоедова, но 31 декабря 1827 г. был произведен в чин титулярного советника - в работе миссии ему было отказано, и вскоре он оказался у себя на родине, в имении Троицком Симбирской губернии. Сотрудничал в Азиатском вестнике (1825-1827 гг.). В личной библиотеке Ознобишина имелись рукописи на фарси и арабском, а в ИРЛИ поныне хранится писарская копия Арабесок с его рукописной правкой (ф. 213, 46). В области научной арабистики, - писал об нем патриарх отечественного востоковедения И.Ю. Крачковский, - нельзя забывать, что ему принадлежит русский перевод (1828 г.) латинского исследования о торговле арабов с Восточной Европой датского ориенталиста Я. Расмусена (1785-1826 гг.), единственного серьезного предшественника Френа в изучении записки Ибн Фадлана. Его деятельность в направлении ориентализма заслуживает специального исследования. Кстати, что до сих пор это пожелание Крачковского изучить восточное наследие Ознобишина никем не реализовано.

- Вас, несомненно, многие спрашивали: Что произошло? В обществе растет интерес к исламской культуре? Или усиливается влияние Ислама? Или это исключительно Ваша личная заслуга, и до сих пор просто не было человека, который бы всем этим занялся, послужил катализатором?

- Все перечисленное вместе взятое. В советское время, это известно, Ислам сильно подавлялся. А это же огромный мир, и у нас тоже очень много мусульман, мы с ними ежедневно встречаемся где-то на улицах, в Москве множество мигрантов, причем как раз из регионов, где Ислам традиционно развит. Ну и личные усилия... Должен сказать, что очень помог Институт толерантности - это организация, поддерживающая проекты, направленные на развитие действенной толерантности в нашем обществе, терпимости к меньшинствам. Они постоянно нас поддерживали.

... Именно в дни работы выставки, когда каждый посещающий священную для России Красную площадь мог зайти на выставку мусульманских рукописей на страну обрушилась серия террористических атак: два самолета взорвались в воздухе, возле метро Рижская в Москве прогремел взрыв, а в североосетинском Беслане произошла невиданная по бесчеловечности трагедия: захват школы, гибель детей... Президент объявил, что стране объявлена война со стороны международного терроризма. Геополитики, рвущиеся к полному контролю над природными энергетическими ресурсами азиатского мира, конечно же, делают все возможное и невозможное, чтобы Россия отождествила Ислам с терроризмом .

Сумеем ли мы не только помнить, что страна наша и европейская и азиатская, и христианская и мусульманская но многовековой наш опыт применить на деле? Выставка рукописей Корана на Красной площади залог нашей толерантности, нашей способности к полноценной жизни в многополярном и многоконфессиональном мире. Кто к нам с мечом придет от меча и погибнет! - грозил князь Александр Невский. Сегодня этот меч в руках у тех, кто стремится расколоть Россию по национальным и религиозным мотивам.

Эта выставка пришла на Красную площадь - вовремя.

==============================

Примечание:

Об отсутствии в музеях Москвы материалов по истории и культуре Ислама смотрите статьи Сергея Маркуса: "Музей в России больше, чем музей" - на сайте Ислам.Ру http://www.islam.ru/pressclub/analitika/museum/

"Имперские грабли на Красной площади" - в газете "Современная мысль", Москва, 2(35) февраль 2002 г. и на сайте Исламского Конгресса http://islamic-congress.chat.ru/Analytical_essays/%20AnalytSurvey2.htm

"Ислам религия немузейная" в газете "Все об Исламе", Москва, 3, июнь 2002 г. Об исчезновении восточных рукописей из Российской Государственной Библиотеки в Москве в той же газете статья "Расхищается национальное достояние России".

www.museum.ru/N19370
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 24.02.2024  x    ?  


Выставка «Дыхание Донецка» в Музее артиллерии

Тайны соборов эпохи Ивана Грозного

Выставка фотографий "Святыни Сербской православной церкви" в Часовне-музее Спаса на Крови

Новые загадки картин Леонардо да Винчи

Выставка "Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения" в Русском музее

Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников

Выставка «Герои и прототипы» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

Четвертый сезон проекта «АРТ. Точка» в Музее Сурикова

Выставка «Они разрывают меня на части» в Государственном музее Л.Н. Толстого

Армянские мотивы в Сибири

Выставка «Театр Надежды Ламановой»

К 90-летию Михаила Жванецкого. Выставка «А юмор – это жизнь!» в галерее Artstory

Выставка к 125-летию Санкт-Петербургского политехнического университета

В бою и на параде. Шедевры защитного вооружения из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Фритьоф Нансен в фотографиях. Редкие кадры экспедиции Нансена в Арктику

Выставка «Александр Иванович Опарин. Ученый и человек»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Выставка "И близких всех душа не позабудет..."

Персональная выставка Зои Гавшинской «Мир полон звуков…»

Мандала. Выставка Юлии Федотовой во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина во Владивостоке

Salon de 4ceramics

Выставка "Не смеют крылья чёрные над Родиной летать" в Музее артиллерии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru