14 сентября в 17.00 в Радищевском музее состоится открытие выставки живописи и графики саратовского художника Андрея Ванина.
Андрей Ванин принадлежит к поколению художников, формировавшихся под воздействием знакомства с репродукциями с работ авангарда зарубежного и реабилитации раннего русского авангарда. В искусстве 1970-х годов они получили название "неформальных художников". Их произведения различались не только стилистикой, но и уровнем мастерства. В их творчестве форсировался именно "формальный" момент, "освобождение" от традиционной тематики и сюжетики. Творчество Ванина принадлежит именно этой волне.
Образный мир художника отталкивает и притягивает одновременно: отталкивает своими мотивами, а притягивает убедительностью композиционного и живописно-пластического их решения. Его фантастический мир кажется заимствованным из мучительных гипнотических снов. Он лишён логичности, а стало быть, и возможности прямого и адекватного истолкования. Ванинские картины, словно бы свидетельствующие о безысходной запутанности человеческого существования, рождают смутную тревогу своей нарочитой неразгадываемостью. Это искусство не столько беспокойное, сколько беспокоящее. Есть в нём нечто инфернальное: его алогичные ассоциации интригуют своей загадочностью и шокируют эстетизированным антиэстетизмом ирреальных образов с присущей им мрачноватой гротесковостью.
Природу его художественного мышления определить не просто. В творческом становлении Ванина на разных этапах играли заметную роль впечатления от искусства Павла Филонова и Эмиля Нольде, Хоана Миро и Рене Магрита, Михаила Шемякина, Владимира Немухина и, конечно же, множества других мастеров различных эпох и школ, стилизаторски освоенных и претворённых в свой собственный стиль, - от наскальных рисунков, архаической скульптуры ацтеков и древней иконописи до полотен Пабло Пикассо, Руфино Тамайо или Сальвадора Дали. Выработав свою образную систему, художник с редкой целеустремлённостью следует ей.
Живопись и графику Андрея Ванина отличает высокая техничность. Все его работы выполнены с расчётливостью и величайшей тщательностью. И столь рациональное "делание" иррациональных образов удивляет. Кажется, что в его работах идёт скрупулёзное конструирование реальности воображаемой.
Откровенная субъективность восприятия, тяга к метафоричности, наличие в его вещах некой персональной (а не общезначимой) мифологии, композиционно выверены и точны. Зритель совершенно непроизвольно сосредотачивается на формальных качествах его произведений, при этом подчиняясь активности созданного образа.
Ванин не изображает красоту увиденного, а упорно и методично созидает её на картинной плоскости из "материала" собственных видений. Разрыв с устоявшейся изобразительной логикой и привычной жанровой определённостью налицо. Любое его произведение - это некая знаковая многосоставная конструкция, угадываемая как единое целое, но не поддающаяся расшифровке по своим деталям. Поэтому откровенная условность изображаемого допускает самые неожиданные прочтения. Цветовой состав его произведений достаточно сложен, хотя общая гамма каждой конкретной работы строится на сближенных тонах.
Ванин пытается использовать материалы, весьма далёкие от живописи, но усиливающие образную энергию его работ, уходящих всё дальше и дальше от задач прямого претворения реальной предметной среды, то есть от целей искусства имитационного.
К новому столетию обнаружилось и склонность художника к созданию внеизобразительных живописных конструкций. Убедительность пластических абстракций, рождённых продуманным "раскачиванием" самой живописной плоти, отмечены всегдашней ванинской зашифрованностью образа, который скорее ощущается, нежели осознаётся. Если в прежних его работах виделся причудливый сплав экспрессионистических и сюрреалистических веяний, то в новых - поиски гармонии медитативных беспредметных композиций, непроизвольно возникающих в воображении мастера. По своему воздействию на зрителя эти цветоконструкции сродни музыкальным импровизациям на заданную тему.
Произведения Андрея Ванина, отмеченные печатью несомненного таланта и серьёзного мастерства представляют интерес не только собственно художественными качествами, но и как характерная примета нашей беспокойной и богатой противоречиями эпохи. Не случайно они востребованы отечественными и зарубежными коллекционерами изобразительного искусства. (Ефим Водонос)
Ванин Андрей Геннадиевич, 1964 года рождения. Выпускник Саратовского художественного училища 1983 года. Живописец, график, дизайнер. Участник многочисленных групповых и персональных выставок в Саратове, Москве, Гамбурге, Дюссельдорфе, Мюнхене и ряде других городов Германии. Произведения Андрея Ванина хранятся в частных собраниях Саратова, Москвы, Кипра, Бельгии, США, в галереях и частных коллекциях Германии.