6 августа исполняется 105 лет со дня рождения художника, уроженца г.Смоленска Бориса Федоровича Рыбченкова (1899-1994).
Творческая судьба Бориса Рыбченкова начиналась на сломе эпох - в годы Первой мировой войны и революции, а продолжалась в советскую эру. Бесконечно многоликое время, то размеренно текущее, то бегущее стремглав оказалось истинным героем его творчества.
Рыбченков очень рано пристрастился к рисованию и осенью 1915 года поступил в Киев-ское художественное училище. В 1918 году он возвращается в Смоленск, где принимает активное участие в общественной и художественной жизни города. Вместе с другими ху-дожниками украшает улицы и здания к первой годовщине Октябрьской революции, работает инструктором подотдела искусств, выступает в местных газетах со статьями и очерка-ми, становится одним из руководителей изостудии Пролеткульта.
В начале 1920 года Рыбченков уходит в Красную Армию и работает в "Окнах сатиры РОСТА" Реввоенсовета Западного фронта. Он делает рисунки к окопным листовкам и во фронтовые журналы, расписывает вагоны агитпоездов.
После демобилизации Рыбченков направляется в Петроградские государственные свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств), откуда осенью 1921 года переводится в Москву, на живописный факультет Вхутемаса. Но и в эти годы не теряет он живой творческой связи с родным Смоленском.
Рыбченков прожил долго, почти столетие. Учил школьников, иллюстрировал книги, вы-ставлялся в СССР и за рубежом, много и охотно запечатлевал пушкинские места. В его ра-ботах немало заводов и строек 30-50-х, но чаще пейзажи: смоленские, уральские, северные земли, бульвары и окраины Москвы.
В 1961 году в Художественной галерее Смоленского государственного музея-заповедника состоялась большая персональная выставка художника. Несколько работ автор передал тогда смоленскому музею: "На Каме", "Пробуждение", "Ранняя весна", "К вечеру" и др. К 1100-летию Смоленска Рыбченков выполнил большую графическую серию рисунков и акварелей, которые также подарил городу (хранится в музее). Смолянам она хорошо из-вестна и по печатному изданию - альбому репродукций.
В 1981 году Рыбченков потерял зрение и все последующие годы работал "вслепую". Ряд работ последнего периода творчества художника ("Декабрь", "На земле Смоленской" и др.) также входит в собрание Смоленского музея-заповедника.
Борис Рыбченков проявил себя и в литературном творчестве. Он - один из авторов из-вестной книги "Художники земли смоленской". Частично опубликованы воспоминания и рассказы Рыбченкова. А созданный им в 1927 году совместно с Чеславом Стефанским ру-кописный альманах "Бедлам" не так давно переиздан коллекционным тиражом в сто номерных экземпляров.