Ямало-Ненецкий автономный округ, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Департамент по культуре, искусству и кинематографии администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского и Институт истории и археологии Уральского отделения РАН представляют выставку "Усть-Полуй: I век до н.э.".
Это первая в истории музеев России выставка, построенная на подлинных, впервые экспонируемых материалах Музея Антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и новых материалах городища (жертвенного места) Усть-Полуй, хранящихся в Ямало-Ненецкий окружном музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского.
На экспозиции представлена малая часть устьполуйских коллекций. Тем не менее, этот яркий комплекс артефактов достаточно полно раскрывает самобытную циркумполярную культуру населения Нижней Оби в 1 в. до н.э.
1 век до н.э. "Цивилизационный мир" состоит из узкой полосы, тянущейся от Средиземноморья до бассейна Хуанхе с перерывом на горы и пустыни. В разных частых этого пространства происходят события, волны которых пробегают с запада на восток и обратно: Рим становится империей, его легионы высаживаются в Британии; в птоломеевском Египте разыгрывается драма страстей с участием Антония и Клеопатры; Парфия пытается предпринять реванш за поражение Ирана в войне с Александром Макендонским; на Дальнем Востоке после долгих лет смуты возрождается Поднебесная империя. Мир связан прочной нитью Великого Шелкового пути.
В евразийских степях кочевники, как названные отцами истории и писателями древности скифы, сарматы, саки, так и безымянные, образуют культурный слой "второго круга". Они подвижны, восприимчивы и воинственны. Степь от Дуная до Алтая для них - торный путь. Плоды высокоразвитых культур берутся ими в качестве дани или захватываются в боях, а между собой они "говорят" языком звериного стиля, артефакты которого удивительно схожи от Крыма до Ордоса. Мир связан "дорогами кочевий".
Таежные племена скрыты лесами, письменные упоминания о них невнятны и недостоверны. Мы называем их по именам археологических культур. В Западной Сибири исследована кулайская культурно-историческая общность, распространившаяся на все таежное Приобье, и даже выплеснувшаяся в тундру. В 1 в. до н.э. ее население начинает активно участвовать в международных событиях, сражаясь, расселяясь и торгуя. Характерная "таежная" керамика обнаруживается вплоть до верховьев Оби, а в далеких таежных регионах появляются сарматские бронзовые зеркала и серебряные медальоны с портретами парфянского царя царей. Культурный слой "третьего круга" составляет еще одну оболочку мировой ойкумены.
На северном полярном круге в западной Сибири в 1 в. до н.э. функционирует межплеменное святилище Усть-Полуй. Оно расположено на перекрестке природных зон и культурных традиций. Встречаясь здесь во время священных церемоний, люди из разных регионов Приобья обмениваются знаниями, технологиями, культурными достижениями, во время этого общения создаются новые циклы волшебных легенд и эпических сказаний. Далекое северное святилище становится одним из фактов общемировой культуры.
Археологический памятник, известный как городище (жертвенное место) Усть-Полуй, расположен в черте современного города Салехарда - столицы Ямало-Ненецкого автономного округа. История его изучения началась зимой 1932 г.. Во время строительства здания гидропорта рабочие обнаружили многочисленные кости и черепки от глиняной посуды. Находки передали в Ленинград, в Музей антропологии и этнографии (МАЭ). Они произвели столь сильное впечатление, что было решено организовать специальную экспедицию. Провести ее поручили В.С. Адрианову. Раскопки "поселения Усть-Полуй" - так В.С. Адрианов назвал памятник - состоялись в 1935-1936 гг. Количество и качество находок из раскопов В.С.Адрианова поражает воображение: около 18 тысяч единиц, из них около 1500 изделий.
Усть-Полуй мог стать центром притяжения специалистов на многие годы, но судьба распорядилась иначе. В.С.Адрианов был арестован органами КВД и расстрелян в конце 1936гг. Его работы долгое время замалчивались, забыто было даже то, что он первый дал название новой культуре - усть-полуйской.
Следующий этап в изучении памятника связан с именами выдающихся ученых-североведов: археолога, этнографа, лингвиста В.Н.Чернецова и его жены археолога В.И. Мошинской. В 1946 гг. они посетили памятник, заложив там несколько шурфов, для того, чтобы увидеть в разрезе культурный слой Усть-Полуя и выяснить, сколько раз и в какое время он заселялся людьми. В 1953 г. в серии "Материалы и исследования по археологии СССР" (МИА) выходят обобщающие работы В.Н.Чернецова и В.И.Мошинской.
В 1993 г. в преддверии 400-летнего юбилея г. Салехарда исследования на Усть-Полуе возобновились: с 1993 по 1995 их проводила Ямальская археологическая экспедиция Института истории и археологии УрО РАН и Уральского университета.
Городище (жертвенное место) Усть-Полуй - новое название сохраняет приоритеты первооткрывателя и в то же время добавляет существенную деталь в его интерпретацию - расположено на высоком берегу реки Полуй, недалеко от ее впадения в реку Обь.
Находки из культурного слоя Усть-Полуя представлены огромным количеством вещей, среди которых предметы вооружения - наконечники стрел, части луков, орнаментированные панцирные пластины, бронзовый клевец; части оленьей упряжки; костяные изделия со скульптурными навершиями, ставшие своеобразной "визитной карточкой" Усть-Полуя. Несколько десятков костяных рукоятей железных ножей, сотни фрагментов керамики, орнаментированные берестяные и деревянные изделия. А также сланцевые модели и бронзовые отливки в виде антропоморфных и зооморфных фигур. В находках из культурного слоя Усть-Полуя закодирована огромная информация по древней истории Приобья: этногенез и военное дело, религиозные вози искусство, транспорт, хозяйство, ремесла изучаются и еще изучаться на материалах из раскопок Усть-Полуя.