НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Бубновый валет" в русском авангарде

c 9 июля по 9 августа 2004Санкт-Петербург
Машков И.И. Автопортрет и портрет П.П.Кончаловского.1910
9 июля 2004 года в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "Бубновый валет" в русском авангарде", организованная по инициативе фонда "Екатерина" совместно с Государственным Русским музеем и Государственной Третьяковской галереей. На выставке будут представлены наиболее известные произведения И.Машкова, П.Кончаловского, А. Лентулова, Р.Фалька, а также картины участников выставок "Бубнового валета", отражающие первый этап в становлении русского авангарда. В этой части экспозиции будут продемонстрированы произведения Н.Гончаровой и М.Ларионова, Н.Удальцовой и В.Татлина, О.Розановой и К.Малевича. Впервые в рамках одной экспозиции будут объединены работы русских художников начала XX века, находящиеся в экспозиции и фондах Русского музея, Третьяковской галереи, региональных музеев и - в частных собраниях. 10 из 160 картин выставки представляют личную коллекцию президента фонда "Екатерина". Многие картины, экспонирующиеся на выставке, неизвестны широкому кругу зрителей.

"Бубновый валет" - название выставки картин, устроенной в 1910 году в Москве группой художников. На базе этой выставки в 1911 году образовалось одноименное объединение с собственным уставом. Среди участников первой выставки были М.Ларионов и Н.Гончарова, а также П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк, А.Куприн и др. Вся выставка под ярлыком "бубнового валета" воспринималась как своего рода ярмарочное представление, что по своему ощущала и критика, уличавшая живописцев в "балаганной грубости".Своим эпатажным названием, "Бубновый валет" ( что на языке старофранцузского картежного обихода, хорошо известного и в России, означало "обманщик, плут, проходимец") выставка была обязана М.Ларионову, но в художественное общество "Бубновый валет", организованное в 1911 году, он и Н.Гончарова уже не вошли: отделившись, они устроили самостоятельную выставку "Ослиный хвост".

Первоначальный состав объединения "Бубновый валет" был достаточно пестр, объединяющим началом служили общая неприязнь к консервативным традициям русской живописи. Это было одно из ранних течений русского авангарда, в 1910 - 1913 годы у "Бубнового валета" в России почти не было соперников. Художники этого объединения стремились освободить живопись от литературности, вернуть только ей присущие средства: цвет, линию, пластику, красоту поверхности красочного слоя. Эволюцию русских картин под титлом "Бубнового валета" можно было бы в самых общих чертах рассматривать как путь от Гогена (особенно на стадии формирования объединения), к Сезанну, и развернутая сегодня широкая экспозиция дает возможность проследить этот путь. Поль Сезанн стал настоящим кумиром "бубновых валетов". Впоследствии их даже называли "московскими сезаннистами". Другим направлением поисков был ранний, "аналитический" кубизм, сохраняющий предметную натурность изображения. Наиболее характерные из "бубнововалетцев" (П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, А.В.Лентулов, И.И.Машков, А.А.Осмеркин, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк) стремились выявить первозданную "вещность" мира, подчеркивая пластические, фактурные свойства цвета, красочную лепку форм. Любимыми жанрами "бубновалетцев" были натюрморт, пейзаж и портрет. Впрочем, материальная и как бы "плотская" стихия их произведений не исключала и острого психологизма.

"Бубновый валет" часто называли "московским" обществом. Петербург и Москва представляли в начале ХХ века во многом противоположные полюсы. С искусством Москвы ассоциировались особая непосредственность в отношении к природе, оттенки почвенности в национальном самоощущении, а главное - тяготение к живописи, отличавшее Москву от более "графичного" Петербурга. Среди других национальных истоков - произведения "примитивов", в числе которых были не только провинциальные вывески или трактирные подносы, но и застывшие фигуры на ярмарочных фотографических портретах. На рубеже 1900-х и 1910-х годов примитивами увлекались многие живописцы, однако у "валетов" они принимали особый характер, соединяясь с их привязанностью к конкретной натуре.

Сохранив за своим союзом название "Бубновый валет", входящие в него живописцы стали распространять уже не ларионовскую, но иную версию его смысла. С их слов газетные репортеры утверждали, что на лексиконе гадалок валет бубновой масти означает "молодость и горячую кровь", и , наверное не случайно именно эта версия сохранилась в дальнейшем в истории русского искусства. С.И.Дымшиц-Толстая вспоминала о своем впечатлении, которое произвели на нее "бубновые валеты", когда в 1913 году дебютировали в Петербурге: "…все, как на подбор, рослые, здоровые русские атлеты… Одним своим видом москвичи внесли столько жизни на выставке, что она стала незабываемой".

Ядром объединения были П.Кончаловский, А.Куприн, А.Фальк, А.Лентулов, И.Машков, но на выставках "Бубнового валета" выставлялось и достаточно много других художников авангардного направления. В выставках "под маркой" "Бубнового валета" на разных этапах участвовали: В.Кандинский, А.Явленский, М. Веревкина, В.Татлин, К.Малевич, М.Шагал, братья Д. и В.Бурлюки, бубнововалетцы "второго ряда" - А.Мильман, Г.Федоров - или "младшего поколения" , как А.Осьмеркин. На экспозициях 1910 - 1914 годов показывались также и иностранные художники: Ж.Брак, Р.Делоне, А.Марке, А.Матисс, А.Руссо, П.Синьяк и другие.

К середине десятилетия художественная обстановка в России поменялась, и объединение "Бубновый валет" стало постепенно приходить в упадок. Его покидали ведущие мастера. Если до этого "валеты" занимали в искусстве положение впередсмотрящих, то теперь их обгоняли более радикальные направления. Искусство же "Бубнового валета" всегда выступало как оппонент беспредметным течениям, ибо в нем всегда сохранялись основы фигуративизма, верность не только станковой картине, но и непосредственно воспринимаемым формам натуры. Теперь же на экспозициях "Бубнового валета" место занимали художники других направлений, например, К.Малевич или М.Шагал, не имевший к "валетам" ни малейшего отношения и, однако, выставлявшийся на их выставках 1916 и 1917 годов. Выступали у "бубновых валетов" и некоторые кубисты или кубофутуристы - Л.Попова, И.Пуни, Н.Удальцова, А.Экстер и др.

Формально группа распалась в 1917, однако важнейшие направления бубнововалетского искусства сохранялись и после закрытия общества. В 1925 году его "коренные" члены создали объединение "Московские живописцы" (с 1928 - "Общество русских художников"), тем самым закрепив привычку считать фактурную, сочную живописность "сугубо московской" эстетической традицией. .

Мастера "Бубнового валета" во все времена его существования были очень различны и, тем не менее, "бубнововалетское" движение оказалось на удивление цельным. Доверие к зримой натуре, зрелище "открытой живописи", выработали специфически московскую бубнововалетскую традицию, которая даст свои отзвуки даже и в русском искусстве второй половины столетия, у некоторых московских живописцев 1960 - 1970-х годов..

Развернутая в Русском музее экспозиция прослеживает историю развития объединения Бубновый валет" и его место в русской живописи начала ХХ века. Особенностью выставки является включение в ее состав произведений из разных музеев России и частных собраний.

Спонсоры выставки "Бубновый валет" в русском авангарде" - группа компаний "Стройтэкс" и "Реставрация Н".

www.museum.ru/N18832
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.05.2025  x    ?  


Всероссийская акция «Ночь музеев» в Третьяковской галерее

«Ночь музеев» в Пушкинском музее

Весенний праздник фонтанов "Самсон. Возрождение" в Нижнем парке Петергофа

«Ночь музеев» в Санкт-Петербурге

Фестиваль наивного и аутсайдерского искусства «Иное/Наивное» в Екатеринбурге

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Вечереет…». Живопись Нины Габриэлян

Фестиваль "Ночь музеев - 2025" в Государственном музее истории Санкт-Петербурга

Ночь музеев 2025 в Дальневосточном художественном музее

«Ночь в музее» и День исторического и культурного наследия в ММОМА

ВДНХ приглашает на общегородскую акцию «Ночь в музее»

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». «Наивный племянник авангарда». Живопись Владимира Богданова

Выставка «Зеленая полоса» в Музее петербургского авангарда

Ночь в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Суровый стиль Петра Оссовского. К 100-летию художника

Ночь музеев «Простор» в Музее Сурикова

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Огнем и светом». Живопись Гаянэ Шушеци

Международная триеннале исламского искусства «Шамаиль-арт» в Казани

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Ангелы и их соседи…». Неонаивная живопись Дмитрия Бухрова

Выставка «Ищите и обрящете…» в Часовне-музее Спаса на Крови, Санкт-Петербург

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Толстой, Мороз и другие…»

Импрессионизм до полуночи. «Ночь музеев» в Музее русского импрессионизма

Выставка "Денга Псковская"

«Ночь музеев - 2025» в Арсенале. Программа «Биография героя»

Акция «Ночь в музее» в «Царицыне»

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка Константина Мурадова «Европейские каникулы»

"Ночь музеев - 2025" в Музее архитектуры

Фотовыставка Александра Смирнова "Сберечь хочу земную красоту"

"Ночь музеев-2025" в усадьбе Волконских, г. Иркутск

Выставка «Отпечатки» в Новосибирском художественном музее

Александр Найман. Большой мир маленького человека

Акция "Ночь музеев - 2025" в Псковском музее-заповеднике

Выставка «Урал: металл и камень. Авторское ювелирное искусство Свердловска/Екатеринбурга»

Акция «Ночь в музее» в Еврейском музее и центре толерантности

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Специалисты по Раю»

Пять ярких событий Музейной ночи в Новосибирском краеведческом музее

Выставка «Жизнь замечательных собак» в Русском музее

«Ночь музеев» в Государственном музее Л.Н. Толстого

Выставка "Стечение обстоятельств"

Акция «Ночь в Дарвиновском музее»

"Ночь музеев" в Музее музыки

Неизвестная Куса - художественное литье из чугуна XIX-XX веков из музейных и частных собраний

Выставка «Поэт и царь» в Новосибирском краеведческом музее

Акция «Ночь музеев» в Красногорском филиале Музея Победы

Оксана Афанасьева. Ослепительно-белый и угольно-черный

Антон Братыкин. Грань равновесия

«Ночь музеев» на Усадьбе М.А. Шолохова

"Ночь музеев" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

XIII Фестиваль тюльпанов на Елагином острове, С.-Петербург

«Ночь музеев» в Музее Анны Ахматовой

"Ночь музеев - 2025!" в Томском художественном музее

"Ночь музеев" в Сарапульском музее-заповеднике

Акция «Ночь музеев» в Вологодском музее-заповеднике

"Ночь музеев-2025" в Приморской картинной галерее

Выставка «Гдеторай» в Новосибирском художественном музее

Акция «Ночь музеев» в Музее Победы

Выставка «Под покровом любви» в Музее кино

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова

Выставка "Богатырь земли русской…"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru