НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Художники Гжели. К 85-летию Л.П. Азаровой

c 5 по 23 июня 2004Москва
Гжель
Гжель
С 5 июня 2004 года Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, ЗАО "Объединение Гжель" представляют выставку "Художники Гжели. К 85-летию Л.П. Азаровой".

Гжель… Это звонкое имя сегодня знают на всех континентах. А не так давно казалось, что Гжель не возродится. Но корни ее кроются в родной земле, в ее далеком прошлом.

Тяжелые думы томили в предотъездный день московского князя Ивана Даниловича. Путь ему предстоял в неведомое: скорбный и гибель таящий для всякого русского путь в Золотую Орду. И по заведенному еще прадедами обычаю составлял князь духовную грамоту-завещание. По ней, среди прочего, отписывал старшему сыну Семену гжельские деревеньки. Представлял он себе, наверное, с детства знакомый Большой Касимовский тракт - начало долгой дороги в басурманскую столицу. Шла она не только через светлые березовые рощи, но и через глухие дремучие хвойные боры, прибежище непуганого зверья и разбойничьих ватажек. Здесь, в глухомани, в полуста верстах от Москвы, по берегам студеной речки Гжелки и лежали на скудных для землепашца землях те деревеньки. Но был в этих угодьях клад, ради которого Касимовский тракт спустя годы стал зваться Гжельским.

С того времени и берет начало документальная летопись промыслов, с тех лет непременно именуется она во всех духовных грамотах великих князей. А в завещании Ивана Грозного уже значатся эти земли как "государева дворцовая волость". Поистине же общерусское звучание обретают они в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович указал: "Во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая годится к аптекарским сосудам". С той поры так и повелось. При Петре Великом "приискивали" тут глину для кирпича, при Елизавете - для первого в России фарфорового завода. И всегда находили то, что нужно.

Сегодня известно, что глину "жгли" здесь давным-давно, начиная в седьмого-восьмого веков. Процесс этот прервало лишь польско-литовское нашествие в "смутное время" - были страшно опустошены подмосковные уезды-волости, иные местности обезлюдели полностью. Но день за днем возрождались села и деревеньки, а с ними и традиционное ремесло. В Гжели типичной продукцией гончаров была глиняная посуда - называли ее "черной". После обжига, для "товарности" и качества, ее лощили, томили или обваривали. И все же в целом то была довольно грубая работа. Шагом вперед по сравнению с ней стал в XVII веке выпуск "муравленой" - политой глазурью - посуды, а с нею и других изделий. Причем легкоплавная свинцовая глазурь, придавшая изделию белый цвет, при соответствующих добавках позволяла получать коричневые и зеленые тона.

Однако уже в конце XVII века у "черной" и "муравленой" посуды появился опаснейший конкурент в лице майоликовой посуды. Майолика - изделия из цветной гончарной глины, покрытые белой эмалью (та же глазурь), или расписанные по сырцу. Недолгим оказалось победное шествие майолики - ее вытеснил фарфор. Первые гжельские изделия из фарфора усидели свет в самом начале XIX века. Из красной и белой глины выпускались разных сортов посуда и сервизы, кувшины и горшки, белый кирпич, изразцу, плитки. Центр России и Украина были для гжельцев основными торговыми компаньонами. Но не единственными: и сами они, и перекупщики не ленились отправляться в самые дальние странствия - от Архангельска до Астрахани. Забирались и в Сибирь, на знаменитые Иркутскую и Ирбитскую ярмарки.

Со времен "черненькой" и "красненькой" посуды закладываются и ведущие элементы гжельских сосудов: сдержанно статичная формка-стебелек, гнутый носик, рельефные украшения на боковых стенках, обильная скульптура.

Был еще целый пласт прикладного искусства, где подмосковные художники также оставили неповторимый след. Это то, что мы в просторечии называем игрушкой, а искусствоведы уважительно - малой скульптурой. Каких только сюжетов не касались гжельцы! Вот забавные фигурки: зайчиха с зайчатами; волк, несущий ягненка; коршун, терзающий добычу. А вот "человеческие" сюжеты: девушка с ведрами; женщина на лошади; семейная сцена - муж наказывает жену; странники… Никаких абстракций, никаких фантастических образов - лучшая летопись русских вкусов, русской жизни.

К середне прошлого века о Гжели шла слава как о "русском Страффордшире", по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии. Да, в единстве формы, живописи, скульптуры народные мастера сумели воплотить национальный характер в типичнейших его бытовых проявлениях, воплотили национальную художественную традицию.

Но как ни печально, "золотой век" промыслов был до обидного коротким. Нарождавшаяся фабрично-заводская промышленность давила их мертвой хваткой. Забывались и терялись многие секреты, в том числе росписи знаменитым синим кобальтом. И только в 20-х годах в Гжели начинают работать отдельные гончарные мастерские, появляются кооперативные артели.

Новый расцвет Гжели приходится на послевоенные годы. Связан он с именами историка-искусствоведа Александра Салтыкова и художника Наталии Бессарабовой. Именно они занялись возрождением древних традиций, причем на глубоко научной основе. Со временем пришли в Гжель новые мастера, такие как Татьяна Дунашева, Нина Квитницкая, Людмила Азарова, сразу же окунувшиеся в приподнятую, радостную атмосферу творческого возрождения гжельской художественной традиции. Очень скоро появился и утвердился их индивидуальный почерк.

Но чем увереннее работали мастера, тем решительнее звучало : пора возродить утерянный статус Гжели! Ответом на него стало создание в начале 70-х годов производственного объединения "Гжель", которое первоначально вобрало в себя три, а затем шесть небольших полукустарных заводиков. Но и это дало новый мощный импульс творческому поиску мастеров.

В восьмидесятые годы коллектив Гжели пополнился группой молодых одаренных художников. И надо отдать им должное: с первых шагов они начали осваивать наследие, постигать опыт Бессарабовой, Дунашевой, Азаровой, Окуловой… Молодежь учится у признанных мастеров оригинальности и смелости решений, тематической щедрости узора. "В пластике малых форм я иду от Азаровой", - признает Виктор Неплюев, отдавая дань таланту учителя. Творчество Азаровой Л.П. - пример того, как много может дать молодому художнику использование гжельского промысла.

Да, у гжельских мастеров есть достойные преемники, самостоятельные их шаги отмечены печатью несомненного таланта. Им выпало немалое счастье - хранить и развивать творческое наследие старейшего народного промысла России.

Выставка продлится по 23 июня 2004 г.

www.museum.ru/N18528
Ваше мнение »»

»»Всероссийский музей декоративного искусства
Адрес:город Москва, ул. Делегатская, 3
Проезд:См. здесь
Телефоны:автоотв.(499) 973-3219, экс.бюро (459) 609-0146
сайт:www.vmdpni.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.11.2019  x    ?  


Владивостокская крепость. Групповой портрет

Выставка «Суворов и современность»

Сандро Боттичелли. “Мадонна делла Лоджиа”. Из галерей Уффици, Флоренция

«Русские мотивы» на выставке в Доме-музее Марины Цветаевой

Лоранс Женкель. Dolce Vita

Великие открытия и великие ошибки Жоржа Кювье

Winterreise/Зимнее путешествие. Сентиментальная сюита. Фотографии Д. Сироткина

Первая выставка из серии «Механический балет. Видеоискусство в Музее Людвига в Русском музее»

Пушкинский музей подписал соглашения о сотрудничестве с главами регионов

«Наша земля» - выставка, посвященная 520-летию первого упоминания с. Рождествено в писцовой книге

Выставка «Блистательная Маргиана» в Государственном музее Востока

Альберт Уотсон. Мечты. Календарь Pirelli 2019

Петербургский культурный форум: дискуссия о целевых капиталах российских музеев

Международная научная конференция «Суворовское биеннале»

Выставка-презентация книги «Долина Красок»

Русский музей на Международном культурном форуме

72 оборота вокруг единственного и неповторимого

Выставка работ Николая Давыдова «Россия! Сердцу милый край…»

Политический театр времен СССР

"Афганский тайфун" в музее танка Т-34

Борис Смотров. Путь к авангарду

Люся Воронова. Райский сад

Николай Рыбаков. Енисейские маршруты

Выставка керамики Валентины Кузнецовой

"Человек лично весьма порядочный". Портрет Николая Петровича Оленина

Выставка произведений Петра Козорезенко

Тамара Грицюк. Живопись

Выставка «Край, где смыкаются небо с землей…»

Портреты португальской королевской семьи для Чесменского дворца в Государственном Эрмитаже

Территория ремёсел


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru