НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Скульптура Елены Преображенской

c 20 мая по 1 июня 2004Москва
Е.Преображенская. Баня. 1990 г.
Е.Преображенская. Академик П.Л.Капица.1989 г.
Е.Преображенская. Оля. 1990 г.
Е.Преображенская. Н.В.Гоголь. 1975 г.
20 мая в выставочных залах Российской академии художеств открылась выставка произведений московского скульптора Елены Преображенской

Елена Преображенская, как и большинство скульпторов ее поколения, восприняла традиции русской классической школы ваяния через пластическую систему выдающегося мастера ХХ века А.Т.Матвева.

Духовный мир художницы формировался в атмосфере творческой семьи, берущей начало от знаменитого русского живописца и графика Алексея Кравченко - деда по материнской линии. В ней с малых лет воспитывалась высокая требовательность к себе и своему искусству, предельная собранность и упорство. В 1966 году Е.Преображенская окончила Московское высшее художественно - промышленное училище (б.Строгановское). В 1970-е годы была руководителем группы молодых художников в поездках по стране - в Среднюю Азию, на Байкал, Кольский полуостров и т.д., в результате которых создала целую серию небольших жанровых композиций, отмеченных тонким юмором и острой наблюдательностью ("Баня", "Чайхана").

Мир созданных художником образов многообразен. Эмоционально и емко он представлен в камерных портретах современников и деятелей науки и культуры прошлых лет.

Преодолевая историческую дистанцию, скульптор стремится приблизить к нам образ выдающейся личности, сделать ее по-человечески понятной и в то же время передать ее духовное величие и сложность гениальной натуры. Так, в портрете Гоголя своеобразное построение фигуры, как бы ниспадающей вниз, безвольно упавшие руки, нервная, полная внутренней экспрессии фактура - весь пластический строй композиции подчеркивает атмосферу угнетенного состояния писателя. Пелерина шинели напоминает поникшие крылья больной птицы, сдавившие грудь. Скульптором мастерски передано скорбное чувство одиночества, охватившее Гоголя.

В композиции "Александр Бородин" строгая чистота замкнутого силуэта, не нарушаемого ни одной лишней деталью, деликатная лепка, с оглядкой на документальные фотопортреты, призваны передать значительность и многогранность личности великого композитора и ученого.

При работе над образом Преображенской важно показать человека своего времени, воссоздать неповторимую атмосферу эпохи. В "Николае Копернике" скульптор, насыщая пространство композиции характерными, безошибочно точными приметами времени, делает более объемным и острым характер персонажа. Живописность фактуры, ее ярко выраженный импрессионизм сообщают скульптуре элемент декоративной зрелищности и своего рода сценичности.

В последние годы скульптор все чаще обращается к камерным портретам. Она убеждена, что "каждый человек - это удивительное явление. Когда он рассказывает что-то о себе, о своей жизни, руки сами лепят". В экспозиции представлены портреты искусствоведа Ксении Кравченко и знаменитого физика П.Л.Капицы, чей облик определяют благородство, мудрость, доброта - качества, исконно присущие настоящей русской интеллигенции, из собрания Государственной Третьяковской галереи. Среди работ последних лет - портреты профессора С.П.Капицы, маэстро Г.Рождественского, музыканта Юрия Башмета.

Простые на первый взгляд композиции Е.Преображенской таят в себе много неожиданностей и открытий при их внимательном созерцании, вызывая разные нюансы зрительских впечатлений. Образ долго, порой годами, "обживается" в сознании художницы и в результате рождается словно нечаянно, без видимых усилий. Дар свободной импровизации позволяет ей соединять в своих работах непосредственность восприятия со зрелым мастерством.

Художник безоговорочно доверяет натуре, идет от ее особенностей при выборе фактуры, разнообразной в каждом отдельном произведении. Так, "Портрет Ксении Кравченко" она лепит цельным большим куском, подчеркивая старческую тяжеловатость фигуры, не заостряя и не дробя форму. Скульптурный "мазок", словно хранящий тепло пальцев художницы, энергию их прикосновения, передает трепетное движение живой плоти, ее дыхание.

На выставке представлено много скульптурных миниатюр с обнаженной моделью. Преображенская стремится передать в пластике красоту человеческого тела, гармонию его линий и объемов. Удачный опыт работы в области анималистики - композиция "Одиночество". Она родилась в свободной импровизации, вызванной интересом художницы к выразительным возможностям различных материалов - бронзы и гранита, а также желанием достичь гармонии соотношений большой и малой форм.

Елена Преображенская работает как в станковой миниатюре, так и в монументальной пластике. В 1982 году совместно с архитектором А.Великановым создала памятник академику А.Е.Ферсману для г.Апатиты Мурманской области. Сделанный из красного карельского гранита - материала, наиболее полно отвечающего колоссальному масштабу личности знаменитого геолога и изыскателя природных ресурсов этого края, он органично вписался в строгую архитектуру Севера. Точно выбранным масштабом и выразительностью рельефа отличаются мемориальные доски художника А.И.Кравченко (арх.А.С.Кравченко), кинорежиссера С.Юткевича, акад. П.Л.Капицы (арх. А.Великанов) и другие.

В 1999 году Преображенская воссоздала бронзовую скульптуру "Сергий Радонежский" для храма Христа Спасителя в Москве. За эту работу награждена памятной медалью Российской академии художеств.

Произведения художника находятся в 24 музеях нашей страны и стран СНГ, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в частных коллекциях России, Франции, США, Германии, Австрии, Японии, Италии, Швейцарии.

Выставка осуществлена при поддержке юридической фирмы "Городисский и Партнеры".

Выставка продлится по 1 июня.

www.museum.ru/N18416
Ваше мнение »»

»»Выставочные залы Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 21
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-4771
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.09.2019  x    ?  


Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Выставка "Транспорт России. Сквозь время – в будущее" в Музее современной истории России

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

Саратовский областной музей краеведения на фестивале «Укек. Один день из жизни средневекового города»

«Тайна природы». Выставка произведений Татьяны Образцовой

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

"Союз молодежи". Русский авангард 1909-1914. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности

«Улетаешь? Улетай!» - групповой проект 20 современных художников в Галерее "Нагорная"

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

"Невавилонская библиотека"

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru