Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Посольство Федеративной Республики Германия в Российской Федерации и Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "Николай Загреков (1897-1992). Возвращение в Россию" в рамках проекта "Год германской культуры 2004". Пресс-конференция состоится 20 мая в 16.00. Вернисаж - 20 мая в 18.00. Выставка открыта с 20 мая по 15 августа 2004
Впервые в нашей стране организована выставка художника Николая Загрекова - уроженца Саратова, снискавшего успех и признание в Германии, где прошла практически вся его жизнь, но до сих пор совершенно неизвестного у себя на родине. На выставке представлены живописные и графические работы, созданные художником с середины 1920-х до начала 1990-х годов.
Николай Александрович Загреков родился в Саратове. Художественное обучение начал в родном городе, сначала в Боголюбовском рисовальном училище (1914-1918), затем в Высших государственных свободных художественных мастерских (1918-1921). В 1921 году он переехал в Москву и поступил во Вхутемас, где обучался у П.П.Кончаловского и И.И.Машкова, а также Д.Н.Кардовского. В 1921 для продолжения учебы уехал в Германию, как оказалось, навсегда.
В немецкой столице молодой художник занимался в Художественно-прикладном училище у Г.Бенгена - основателя движения "Новой вещественности". Это художественное направление стало главным и для искусства Загрекова, прошедшего к середине 1920-х годов увлечение разными стилями и течениями. В конце 1920-х - начале 1930-х к художнику пришло первое признание. Успехом пользовались его портреты, излюбленными моделями которых были спортсменки, художницы, горожанки. Уверенные в себе, несколько резкие, энергичные, порывистые, героини Загрекова символизировали собою дух времени, "Штурм и натиск" молодого века.
С приходом к власти нацистов художник потерял возможность выставлять свои произведения и лишился должности преподавателя в Художественно-прикладном училище. В конце 1930-х годов политические условия и в Германии, и в советской России привели к тому, что художник потерял все связи с родиной.
Новый расцвет деятельности Николая Загрекова начался в послевоенные годы. В качестве архитектора в 1945-1955 годах он восстанавливал здания разрушенного Берлина, проектировал жилой квартал в городе. Изменился строй живописи художника. В противовес довоенному напору и энергии Загреков обратился к "тихому искусству". Пейзажи и натюрморты с непременно цветущими растениями, вазами, наполненными яркими крупными георгинами или жизнерадостными подсолнухами, стали предметом художественного вдохновения мастера. Художник работал до последних дней. Его поздние произведения - пейзажи, портреты - отмечены тонкостью живописных решений и лирическим чувством.
Творчество Загрекова получило широкое признание. Художник был участником выставок Прусской Академии художеств и Союза берлинских художников, экспонировал свои произведения в Берлине, Париже, Мюнхене, Дюссельдорфе, Штутгарте, Гамбурге, Вене, Парме. Был знаком с крупными политиками Германии, в том числе Вилли Брандтом и Вальтером Шеелем, писал их портреты. Профессор, обладатель звания VIP за вклад в искусство Германии (1973), академик Итальянской Академии искусств (1979), он был награжден высшей наградой ФРГ - почетным крестом за заслуги перед страной в области искусства (1979), а также золотой Евро-медалью за вклад в области искусства и охраны культуры (1980). Был лауреатом премии "Золотая пальмовая ветвь Европы" (1986).
Николай Загреков умер в Берлине в возрасте 95 лет. Он так и не побывал в России, о которой часто вспоминал в последние годы. После смерти художника было создано Общество друзей Загрекова, а в его доме создан музей.