НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Пять жизней Лени Рифеншталь

c 22 апреля по 30 июня 2004Москва
Галерея ''Дом Нащокина''
В "Доме Нащокина" продолжает работу выставка жизни и творчества Лени Рифеншталь.

Имя Лени Рифеншталь (1902-2003) уже около 70 лет вызывает самое противоречивое отношение во всем мире. За свою долгую жизнь одна из самых ярких представительниц минувшего столетия вполне узнала и ненависть, и поклонение. Прекрасная танцовщица с характерной арийской внешностью, талантливая актриса (в Германии она была даже соперницей Марлен Дитрих на экране), культовый режиссер-документалист (ее фильм "Олимпия" об Олимпийских играх, проходивших в Германии в 1936 году, входит в десятку лучших документальных фильмов всех времен), непревзойденный фотограф, уникальный мастер подводных съемок (удостоверение аквалангиста она получила в возрасте 70 лет, войдя в Книгу рекордов Гиннесса). Ретроспективные показы фильмов Лени Рифеншталь и выставки ее фоторабот имели огромный успех во многих странах мира. За свои знаменитые фильмы "Триумф воли" (1934) и "Олимпия" (1938) она была вынуждена оправдываться всю жизнь.

"Из-за фильма "Триумф воли" я пережила 50 судебных процессов, 2 года провела в психиатрической клинике. Меня обвиняли в том, что я своим фильмом фактически помогла нацистам прийти к власти в Германии. Но я никогда не занималась политикой. Я всю свою жизнь принадлежала искусству. Во всем, что я делала, в том числе и в своих фильмах, я стремилась найти интересный поворот, создать незабываемый художественный образ. Я не политик, я - художник".

Лени - необыкновенно сильная и цельная личность. Она всегда остается такой же независимой, бесстрашной и гордой, как ее героини из "горных" фильмов. Несгибаемая воля и неиссякаемый интерес к жизни помогли ей стать победительницей всех превратностей судьбы. На каждый поворот судьбы, на каждый ее взлет она отвечает самым достойным образом - новым творческим лицом.

Лени Рифеншталь начинала свой творческий путь, беря уроки пантомимы и классического балета, затем выступая и хореографом собственной сценической программы. В Праге, во время выступления, она повреждает себе колено, и ей приходится сделать паузу в работе.

Фильм Арнольда Фанка "Гора судьбы" (1924) определяет новый поворот в ее судьбе. Юная красавица понравилась режиссеру, широко известного постановками "горных" фильмов. Действие фильмов проходило высоко в горах, и уже вскоре Лени Рифеншталь без страховки карабкалась по скалам и горным вершинам. Однажды вместо обещанных снежных хлопьев ("Белый ад Пиц-Палю", 1929) ее накрыла настоящая снежная лавина. Проходив несколько недель в синяках, она была готова завоевывать новые пространства. Вскоре Лени увлеклась режиссурой. Фильм "Голубой свет", который она сняла в 1932 году, имел большой успех в Европе и США. Кроме того, Лени Рифеншталь приобретает всемирную известность как единственная женщина, одновременно выступающая как продюсер, режиссер и исполнительница главной роли. Работает Лени исключительно на натуре.

"...И я сыграла эту девушку Юнту, которую все считали колдуньей, и получилось, что я сыграла саму себя. Юнту любили и ненавидели. Со мной было то же самое - меня любили и ненавидели. Юнта потеряла свой идеал в мерцании кристалла - и точно так же я потеряла свои идеалы в конце той ужасной войны. Этим фильмом я действительно предсказала свою судьбу".

В масштабном фильме "SOS, айсберг" 1933 года Лени Рифеншталь сыграла бесстрашную полярную летчицу. Сверхчеловек, покоряющий горные вершины, возносящийся над массами, - это именно тот образ, которым так восхищался Гитлер. Именно таким он и хотел стать.

В свою очередь Лени 1932 году слышит выступление Гитлера в Берлинском Дворце спорта. Его экспрессия (недаром фюрер превыше всего ставил ораторское искусство) и слова произвели на нее столь сильное впечатление, что она написала ему письмо, за которым последовала их встреча. По настоянию фюрера она снимает неудачный на ее взгляд документальный фильм "Победа веры". И когда Гитлер предлагает и настаивает, чтобы именно она сняла очередной документальный фильм о нюрнбергском съезде нацистской партии, Лени сначала отказывается, но потом все же соглашается, решив реализовать себя в непривычном для нее жанре документального фильма.

Лени и ее группа экспериментировала с новыми техниками съемки и искала необычные ракурсы (впервые стали использоваться движущиеся камеры, операторы снимали на роликовых коньках), многие из ее приемов стали широко использоваться в документалистике. Режиссер не старалась воспроизвести хронологическую последовательность событий, ее целью было передать атмосферу, настроение, внутренний ритм происходящего, создание выразительного художественного образа. Сама Рифеншталь в партии никогда не состояла. В 1937 за "Триумф воли" Лени получила на кинофестивале в Париже золотую медаль.

"В то время мы считали, что одним из посланий был мир. Эта мысль проходит через весь фильм. Другие политические цели не упоминаются. Там нет ни слова об антисемитизме или расовой теории. Единственное послание "Триумфа воли" - это работа и мир. Поэтому я никогда не считала, что сделала что-то плохое. Будь этот фильм вредным, французы никогда не дали бы ему золотую медаль за два года до начала войны... До войны ему дали все международные премии... Но после войны его запретили, потому что сочли за пропаганду. Мне доставались лишь оплеухи".

В 1935 году профессор доктор Карл Дием и Международный олимпийский комитет предложили Лени снять фильм об XI Олимпийских играх, которые должны были впервые состояться в Германии в 1936 году. Вначале Лени колеблется, поскольку не хочет больше снимать документальное кино, но потом ее увлекает идея художественно и достоверно передать в фильме красоту спортивных состязаний. Невзирая на возражения спортивных функционеров, по настоянию Лени на стадионе вырыли шесть ям, из которых были сняты уникальные кадры, в том числе и на фоне неба. На тренировках спортсмены прикрепляли к себе маленькие камеры в металлических корзинах и сами же их включали. Чтобы скрыть шум от работы камер, операторы придумали специальные звукопоглощающие чехлы. Для съемок движущейся камерой были проложены дорожки и рельсы, например, вокруг сетки, отгораживающей метателей молотов. Большинство событий снималось в момент их свершения, и лишь некоторые впоследствии инсценировались. Самые трудные сцены, такие как состязание пловцов на финише, фиксировались во время тренировок и впоследствии монтировались с оригинальной фонограммой выступлений. На протяжении двух лет Лени отсматривает, систематизирует, режет и клеит пленку. Из 200 часов исходного материала Лени монтирует двухсерийную картину. Во время монтажа ее посещает Геббельс, он требует убрать кадры выступлений чернокожих спортсменов и победителя многих соревнований Джесси Оуэнса. Лени отказывается, как впоследствии отказывалась по требованию французских прокатчиков убрать некоторые кадры с Гитлером: подобные требования нарушали ее авторское видение.

Премьера обеих серий "Олимпии" - "Праздник народов" и "Праздник красоты" - состоялась 20 апреля, в день рождения Гитлера, во дворце УФА "Ам Цоо" в Берлине. Затем Лени с успехом демонстрирует свой фильм в Вене, Грасе, Париже, Брюсселе, Копенгагене, Стокгольме, Хельсинки, Осло, Венеции, Риме и Бухаресте. Затем Лени отправляется в Америку.

По возвращении в Европу в феврале она выступает в Париже с докладом на тему "Считать ли кино искусством?", где утверждает, что основными критериями оценки художественного фильма являются качество изображения и способ передачи движения.

В сентябре 1939 года Лени Рифеншталь и отправилась в Польшу качестве военного репортера снимать еженедельную кинохронику. На другой день после своего приезда Лени наблюдает расправу над мирными жителями, которую немецкие солдаты устраивают на похоронах своих товарищей, убитых польскими партизанами. Лени в ужасе прекращает свою деятельность военного репортера. Она возвращается в Германию и приступает к съемкам "Низины" (игрового фильма, где она исполнила роль цыганки Марты). "Низину" она закончит монтировать по причине войны и арестов к 1954-му году.

После Второй мировой войны Лени лишилась возможности снимать фильмы в родной стране.

Однажды, бессонной ночью 1955 года, она прочитала "Зеленые холмы Африки" Эрнеста Хемингуэя, и к утру ее охватило непреодолимое желание побывать там во что бы то ни стало. Черный континент рисовался ей царством свободы, где можно стать счастливой, как Хемингуэй.

В 1956 Лени решается одна ехать в Африку. К этому времени ей уже исполнилось 54 года. Она мечтает снять документальный фильм об Африке, но ее преследуют неприятности с отснятым материалом.

"В 1962 году я открыла племя Нуба. Племя едва насчитывает 10 тысяч человек, но это отдельная лингвистическая общность, совершенно отрезанная от внешнего мира и защищенная от влияния цивилизации. Это были самые счастливые люди, которых я когда-либо встречала. Их смех невольно располагал к ним, и они смеялись беспрестанно. Они были добры, у них не было дурных мыслей, и они не знали ни краж, ни убийств. Они жили в абсолютной гармонии с природой. Я называю их "людьми с другой планеты". Они приняли меня в свою среду и любили меня так же сильно, как я любила их. Я выучила их язык, и то время, которое я провела с ними, - самые счастливые дни в моей жизни".

Нубийские фотографии Лени Рифеншталь были впервые опубликованы в 1966 году в фотоальбоме "Африканское королевство" американского издательства "Тайм энд Лайф Букс". Вскоре. В последующие годы они приобретают огромную популярность и интерес в разных концах мира. Африканский фотоальбом Лени дополняется и переиздается в Америке, Англии, Франции, Италии и Японии.

В 1972 году Лени уезжает в Момбазу и Малинди, где сдает экзамен по подводному плаванию, изменив дату своего рождения с 1902 на 1922. Когда во время вечеринки после сдачи экзамена она раскрывает свою тайну - все потрясены, и она становится героем дня. Президент Судана Джафар Мохаммед ан-Нумейри дарует ей суданское гражданство в знак признания ее заслуг перед Суданом. Лени Рифеншталь - первая иностранка, удостоенная такой чести.

В последующие годы Лени совершает более двух тысяч подводных погружений и к своему столетию выпускает фильм "Впечатление под водой".

В основную часть экспозиции входят фотографии, посвященные племенам Нуба, которые не поддерживают практически никаких отношений с внешним миром. Представлены снимки нубийской борьбы, культовых обрядов, танцевальных праздников, боевых росписей на телах юношей, женских резных татуировок и повседневной жизни нубийцев, а также кадры самых живописных уголков подводного мира и его экзотических обитателей. Более 100 биографических фотографий и материалы о жизни Лени Рифеншталь так же размещаются в залах галереи. На выставке демонстрируются фильмы "Триумф воли" и "Олимпия", вписавшие имя Лени Рифеншталь в мировую историю, и фильм Рэя Мюллера "Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь".

Выставка работает без выходных дней с 12.00 до 19.00 до 30 июня.

www.museum.ru/N18282
Ваше мнение »»

»»Галерея "Дом Нащокина"
Адрес:город Москва, ул. Покровка. 3/7
Проезд:Ст. м. «Китай-Город»
Телефоны:8-965-395-64-74, +7 (965) 395-64-85
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.01.2022  x    ?  


Три века российской прокуратуры. Редкие издания из фондов Российской национальной библиотеки

«Ночь в Манеже», С.-Петербург

К 350-летию со Дня рождения Петра I. Выставка «И памяти твоей, Великий Петр»

Выставка Данилы Ткаченко «Осколки» в Галерее Люмьер

Николай Денисенко. Рассказы света

«Мимолетный стиль модерн»: новый цикл проекта «Знание. ВДНХ»

«Ветер с Волги». Выставка картин Владимира Маслова в Угличском музее

Тихвинские Рождественские образовательные чтения посвятят личности Петра I

Елена Арцутанова. Ритмы. Живопись последних лет

Артур Молев. Бадя

Выставка «Богаевия» в Феодосийском музее А.С. Грина

Музей-квартира И.Д. Сытина запускает новый проект "Встречи у Сытина"

Залман Шкляр. Московский стоп-кадр

Выставка «Исчезающий и вечный» в Музее Востока

Завершена реставрация Родительской усадьбы М.А. Шолохова

Выставка «Придумали и сделали! Виктория Нурисламова. Языковые конструкции»

Детский фестиваль искусств «Январские вечера»

Российско-американский проект «Самое время снова запустить быструю коричневую лису… не так ли?»

Зима'22 на "Пушкинской-10"

Владимир Мигачёв. Холодный фронт. Выставка в галерее ARTSTORY

«Жизненный путь». Выставка произведений Владимира Галатенко в Российской академии художеств

Кван Йонг Чан. Объединения

Магический реализм Сергея Чубарова

Кронштадт. Город с железным характером

Виллем ван Вигель. Кинетическая скульптура


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru