НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Михаил Рогинский: "ПРЕЖДЕ" и "ТЕПЕРЬ"

c 29 апреля по 11 мая 2004Санкт-Петербург
Михайловский (Инженерный) замок
29 апреля в Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка "Михаил Рогинский: прежде и теперь" - выставка произведений художника, ставшего ключевой фигурой поколения 60-х годов. Представлены два периода творчества мастера: "прежде"- произведения 1960- х и "теперь" - картины, созданные на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Две, разделенные толщей времени, концепции искусства, непохожие друг на друга и по живописной манере, и по сюжетам, и по отношению образов к прототипам реальности. Однако, между ними и много общего - суровая "эстетика простых вещей", "эстетика ничего", великая проза жизни, интерес к сегодняшнему и "некрасивому".

На выставке представлены работы художника из собраний Государственного Русского музея, Музея "Другое искусство" (Москва), собрания фирмы "Прома" (Москва), собрания Алексея Александрова (Москва), частного собрания (Москва).

Детство Михаила Рогинского прошло в Москве, здесь он закончил художественную школу. Служил в армии, однако там свои художественные способности всячески скрывал Не хотел оформлять стенды и писать лозунги. После армии работал театральным директором в маленьких провинциальных театрах: Златоуст, Лысьва, Псков. Сам художник считает, что для него очень важным стал "предметный опыт театра". И первая выставка в Москве, на которой его заметили, была выставка театральных художников - Рогинский закончил отделение сценографии в Училище 1905 года.

Но главной "школой" для художника все же стала Москва, московская жизнь. Она и подтолкнула его к созданию "примитивов", портретов вещей. Михаил Рогинский был, пожалуй, единственным в альтернативном искусстве 1960-х годов, кто не отвернулся от действительности, кого влекла "живопись как отображение и продолжение жизни". Он писaл дома, окраины, простые предметы, создавая "портреты вещей", как галерею типов. Дверь, плита, примус, коробок спичек, бутылка, буханка хлеба, даже квадратики плитки были "писаны с натуры", единичны, как имеющие "удостоверение личности". При этом, предметы Рогинского являлись и "бывшими в употреблении", предполагая некую личную биографию. А вскоре художник сделал поистине революционный в тех условиях шаг - начал работать напрямую с самим материалом реальности, став автором первых в нашем искусстве объектов. Созданные им произведения, сохраняя качества живописной конструкции, имели форму и вид настоящих стен и дверей и включали натуральные ручки или розетки.

Иногда Рогинский показывал свои картины. В квартире брата в Хорошево-Мневниках сама собой сложилась своего рода маленькая, почти постоянная выставка его работ. В те времена в московской художественной среде складывался необычный ритуал - создатели произведений начинали искать зрителей среди собратьев по цеху. Показ работ друг другу, посещение подвалов и чердаков, каковыми обычно и являлись мастерские, стали внутренней необходимостью.

В 1976 году в залах МОСХа на Беговой была открыта большая выставка двенадцати художников. Своего рода двенадцать маленьких персональных выставок. Рогинский показывал шестнадцать работ. Три городских жанра шестьдесят второго года и работы из серий "Кафель", "Примусы", "Спички". 1962-1967 годы и ничего из сделанного позже. А в 1978 году Михаил Рогинский эмигрировал в Париж.

В последних работах Рогинского вереница патетических и одиноких предметов сменилась наваждением многолюдных собраний, шествий, скопищ и просто очередей. Однако без "прежде" не было бы "теперь".

Предметный ряд, выбранный художником, можно обозначить "эстетикой московских кухонь" 70-х годов. Наиболее доверительный и человечный мир, в котором снимаются цензурные запреты и образуется некое человеческое братство. Работы Рогинского конца 1990-х - начала 2000-х реконструируют это явление. Художник пишет Москву. Собрания, магазины, остановки, рынки, толпу. Все входит в водоворот его живописной среды.

Структура образности живописи 1990-х носит ностальгический характер, это воспоминания о нелегком московском бытии. Отделенный временем и пространством , художник видит все те же атрибуты кухонного круговорота, но уже без тени враждебности, и текст, появляющийся на холсте, - поиск внутреннего диалога, констатация человеческих привычек: "Каждый раз он забывал выключить газ…" (1993) или: "Только вчера он понял, что нужно все поменять" (1993). На картинах последних лет по-прежнему можно различить все те же базовые предметы мира Рогинского. Но эти вещи - уже не главные герои натюрмортов-портретов. Они вновь заняли подобающее им место в общей картине мира. Бутылки и буханки хлеба расположились на столах, выключатели, зеркала, фотографии - на стенах, и даже мондриановские квадратики кафеля оказались всего лишь частью интерьера продуктового магазина.

Люди, почти отсутствовавшие в картинах 60-х, теперь доминируют. Но если раньше Рогинский писал "портреты вещей", то теперь он рисует "натюрморты" жанровых сцен, "ландшафты" очередей и уличной толпы. Персонажи картин Рогинского не индивидуализированы, но и не безличны. Они, как те самые, любимые Рогинским, хрущевские блочные дома - единственная архитектура, которая появляется на его картинах, даже если он по памяти рисует улицы и площади совсем другой застройки. По мере того как изображаемый Рогинским советский мир уходит в прошлое, предмет вновь растворяется в живописи. Это не муляжи, но все те же предметы, только подвергшиеся воздействию времени. "Добавленные" детали вросли обратно в картину, подобно прибитой к живому дереву вывеске, со временем вплавившейся в плоть ствола. "Пальто", "Брюки", "Пиджаки" начала 1990-х кажутся контурами, еще проступающими на поверхности живописи, окончательно втянувшей в себя предмет.

В новых работах Михаил Рогинский возвращается к "идеальному времени" 60-х - к своим и чужим воспоминаниям, образам, извлеченным из личного прошлого и общей истории. Он обращается к московской толпе, к "людям нелегкой судьбы", патриотам московских очередей и тусовок. Сам художник говорит, что он рисует в Париже тех москвичей, которые к нему "приходят" там. Они, эти москвичи, - плод фантазии, и вместе с тем совершенно реальны: "Я знаю, каким голосом говорит каждый из них. Я вдруг вспоминаю какой-то забор, какую-то дорогу, наплывает череда ассоциаций…"

"Я заставлял себя воссоздавать реальность, исходя из своего представления о ней. Этим я занимаюсь до сих пор." Михаил Рогинский

www.museum.ru/N18178
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.10.2020  x    ?  


Живая экспозиция «Лошадь и человек. История дружбы» открылась на Куликовом поле

"Ночь искусств" в Биологическом музее имени К.А. Тимирязева

Две картины Бронзино. К завершению реставрации

Франческо Караччо. Безмолвный танец

Фотовыставка Андрея Мышкина "Идиотский город"

Яснополянская керамика. Мелкая пластика

Выставка «Камни предков» в Центральном музее связи имени А.С. Попова

Стали известны имена победителей Всероссийского конкурса малой прозы "Грамматика любви"

Осенний мотив. Посвящение Виктору Борисову-Мусатову

"Я расскажу вам анекдот…"

Конкурс "Общее дело" продлен на два дополнительных конкурсных цикла

Школа королевских манер-2020 в Музее Мирового океана

Выставочный проект южнокорейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная» в Петербургском Манеже

Традиционные женские ремесла Тульской губернии: прошлое и настоящее

XL фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

Персональная выставка А.Н. Криволапова в цикле "Московские сезоны"

Русский музей возобновляет экскурсии на русском жестовом языке

Выставка «Соколиная охота. Царская потеха с ловчими птицами» в усадьбе «Измайлово»

"Ночь искусств" в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Выставочный проект Элиде Кабасси "Предел и бесконечность"

Артём Голощапов. Нелепое равновесие

Выставка-размышление «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков» в Бахрушинском музее

Старинная японская фотография на выставке в Музее Модерна, Самара

Катя Исаева. Музей природы

Выставка VII Общероссийского фестиваля дикой природы "Первозданная Россия"

Ко Дню памяти жертв политических репрессий. Программа музея Анны Ахматовой


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru