НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Михаил Рогинский: "ПРЕЖДЕ" и "ТЕПЕРЬ"

c 29 апреля по 11 мая 2004Санкт-Петербург
Михайловский (Инженерный) замок
29 апреля в Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка "Михаил Рогинский: прежде и теперь" - выставка произведений художника, ставшего ключевой фигурой поколения 60-х годов. Представлены два периода творчества мастера: "прежде"- произведения 1960- х и "теперь" - картины, созданные на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Две, разделенные толщей времени, концепции искусства, непохожие друг на друга и по живописной манере, и по сюжетам, и по отношению образов к прототипам реальности. Однако, между ними и много общего - суровая "эстетика простых вещей", "эстетика ничего", великая проза жизни, интерес к сегодняшнему и "некрасивому".

На выставке представлены работы художника из собраний Государственного Русского музея, Музея "Другое искусство" (Москва), собрания фирмы "Прома" (Москва), собрания Алексея Александрова (Москва), частного собрания (Москва).

Детство Михаила Рогинского прошло в Москве, здесь он закончил художественную школу. Служил в армии, однако там свои художественные способности всячески скрывал Не хотел оформлять стенды и писать лозунги. После армии работал театральным директором в маленьких провинциальных театрах: Златоуст, Лысьва, Псков. Сам художник считает, что для него очень важным стал "предметный опыт театра". И первая выставка в Москве, на которой его заметили, была выставка театральных художников - Рогинский закончил отделение сценографии в Училище 1905 года.

Но главной "школой" для художника все же стала Москва, московская жизнь. Она и подтолкнула его к созданию "примитивов", портретов вещей. Михаил Рогинский был, пожалуй, единственным в альтернативном искусстве 1960-х годов, кто не отвернулся от действительности, кого влекла "живопись как отображение и продолжение жизни". Он писaл дома, окраины, простые предметы, создавая "портреты вещей", как галерею типов. Дверь, плита, примус, коробок спичек, бутылка, буханка хлеба, даже квадратики плитки были "писаны с натуры", единичны, как имеющие "удостоверение личности". При этом, предметы Рогинского являлись и "бывшими в употреблении", предполагая некую личную биографию. А вскоре художник сделал поистине революционный в тех условиях шаг - начал работать напрямую с самим материалом реальности, став автором первых в нашем искусстве объектов. Созданные им произведения, сохраняя качества живописной конструкции, имели форму и вид настоящих стен и дверей и включали натуральные ручки или розетки.

Иногда Рогинский показывал свои картины. В квартире брата в Хорошево-Мневниках сама собой сложилась своего рода маленькая, почти постоянная выставка его работ. В те времена в московской художественной среде складывался необычный ритуал - создатели произведений начинали искать зрителей среди собратьев по цеху. Показ работ друг другу, посещение подвалов и чердаков, каковыми обычно и являлись мастерские, стали внутренней необходимостью.

В 1976 году в залах МОСХа на Беговой была открыта большая выставка двенадцати художников. Своего рода двенадцать маленьких персональных выставок. Рогинский показывал шестнадцать работ. Три городских жанра шестьдесят второго года и работы из серий "Кафель", "Примусы", "Спички". 1962-1967 годы и ничего из сделанного позже. А в 1978 году Михаил Рогинский эмигрировал в Париж.

В последних работах Рогинского вереница патетических и одиноких предметов сменилась наваждением многолюдных собраний, шествий, скопищ и просто очередей. Однако без "прежде" не было бы "теперь".

Предметный ряд, выбранный художником, можно обозначить "эстетикой московских кухонь" 70-х годов. Наиболее доверительный и человечный мир, в котором снимаются цензурные запреты и образуется некое человеческое братство. Работы Рогинского конца 1990-х - начала 2000-х реконструируют это явление. Художник пишет Москву. Собрания, магазины, остановки, рынки, толпу. Все входит в водоворот его живописной среды.

Структура образности живописи 1990-х носит ностальгический характер, это воспоминания о нелегком московском бытии. Отделенный временем и пространством , художник видит все те же атрибуты кухонного круговорота, но уже без тени враждебности, и текст, появляющийся на холсте, - поиск внутреннего диалога, констатация человеческих привычек: "Каждый раз он забывал выключить газ…" (1993) или: "Только вчера он понял, что нужно все поменять" (1993). На картинах последних лет по-прежнему можно различить все те же базовые предметы мира Рогинского. Но эти вещи - уже не главные герои натюрмортов-портретов. Они вновь заняли подобающее им место в общей картине мира. Бутылки и буханки хлеба расположились на столах, выключатели, зеркала, фотографии - на стенах, и даже мондриановские квадратики кафеля оказались всего лишь частью интерьера продуктового магазина.

Люди, почти отсутствовавшие в картинах 60-х, теперь доминируют. Но если раньше Рогинский писал "портреты вещей", то теперь он рисует "натюрморты" жанровых сцен, "ландшафты" очередей и уличной толпы. Персонажи картин Рогинского не индивидуализированы, но и не безличны. Они, как те самые, любимые Рогинским, хрущевские блочные дома - единственная архитектура, которая появляется на его картинах, даже если он по памяти рисует улицы и площади совсем другой застройки. По мере того как изображаемый Рогинским советский мир уходит в прошлое, предмет вновь растворяется в живописи. Это не муляжи, но все те же предметы, только подвергшиеся воздействию времени. "Добавленные" детали вросли обратно в картину, подобно прибитой к живому дереву вывеске, со временем вплавившейся в плоть ствола. "Пальто", "Брюки", "Пиджаки" начала 1990-х кажутся контурами, еще проступающими на поверхности живописи, окончательно втянувшей в себя предмет.

В новых работах Михаил Рогинский возвращается к "идеальному времени" 60-х - к своим и чужим воспоминаниям, образам, извлеченным из личного прошлого и общей истории. Он обращается к московской толпе, к "людям нелегкой судьбы", патриотам московских очередей и тусовок. Сам художник говорит, что он рисует в Париже тех москвичей, которые к нему "приходят" там. Они, эти москвичи, - плод фантазии, и вместе с тем совершенно реальны: "Я знаю, каким голосом говорит каждый из них. Я вдруг вспоминаю какой-то забор, какую-то дорогу, наплывает череда ассоциаций…"

"Я заставлял себя воссоздавать реальность, исходя из своего представления о ней. Этим я занимаюсь до сих пор." Михаил Рогинский

www.museum.ru/N18178
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.09.2019  x    ?  


Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru