НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Алексей Николаевич Душкин. Архитектура 1930—1950-х годов

c 7 апреля по 1 июля 2004Москва
Алексей Николаевич Душкин. Архитектура 1930—1950-х годов
В Анфиладе Главного здания Музея архитектуры работает выставка "Алексей Николаевич Душкин. Архитектура 1930—1950-х годов". Выставка приурочена к столетию архитектора.

Творчество Алексея Николаевича Душкина — явление в истории отечественной архитектуры ХХ века. В нём органично сошлись, казалось бы, несовместимые направления. Он был новатором и искателем, великолепно знавшим и использовавшим все возможности современной строительной техники, утверждая, что архитектура должна ориентироваться на постоянное обновление, развитие, создание новых форм. Но при этом искания современного архитектурного языка шли в его творчестве параллельно с освоением и интерпретацией архитектурного наследия.

А.Н. Душкин вошел в архитектуру стремительно. Спустя год после окончания Харьковского технологического института молодой архитектор принял участие в Международном конкурсе на проект Дворца Советов в Москве и был удостоен I премии (совместно с Я.Н. Додицей). Переехав в столицу, Душкин работал в мастерской Моссовета, возглавляемой И.А. Фоминым, участвовал в разработке самых разных по своему назначению объектов: Дворца Радио, Дома СТО, Академического кинотеатра, жилых домов, школ и других сооружений.

Но главной темой творчества Душкина и его главным достижением, безусловно, является архитектура станций метро, которой были посвящены самые плодотворные и счастливые годы жизни. В 1930—1950-е годы им было создано в натуре шесть подземных станций и шесть наземных вестибюлей. И если бы за всю свою жизнь он создал только две станции метро — «Маяковскую» и «Кропоткинскую» (осуществлённую совместно с Я.Г. Лихтенбергом) — этого было бы достаточно, чтобы занять почётное место в истории архитектуры. В них ясность конструктивного и художественного замысла сочетается с логикой построения напряжённой архитектурной формы. Главное в этих произведениях — светоносность образа архитектуры, построенного на выявлении несуществующего под землёй света, который понимался архитектором как материальное средство формирования пространства и формы, как ведущий композиционный элемент.

Огромное значение в творчестве Душкина имела и тема наземных транспортных сооружений. В течение долгого времени он был главным архитектором проектных институтов МПС и Минтрансстроя, восстановил, реконструировал и построил десятки вокзалов, в том числе в Днепропетровске, Симферополе, Сочи. Созданные им вокзалы становились своеобразными символическими «воротами» города, его архитектурной и градостроительной доминантой. Архитектор отдал дань и теме «башенной» архитектуры, намеченной ещё в раннем, неосуществлённом проекте Дворца радио на Миусской площади (1933—1934, совместно я А.Г. Мордвиновым, К.И. Соломоновым) и развита в высотном здании у Красных ворот, построенном совместно с Б.С. Мезенцевым (1948—1952). Важную градостроительную роль в центре Москвы играет здание «Детского мира» (1954—1957). Монументальный масштаб, крупный арочный ритм, сочетание больших остеклённых поверхностей и лаконичной структуры фасада скрепляют воедино разнородные по своему характеру и стилистике пространства Лубянской площади и Театрального проезда, а также передают новаторский дух, присущий большинству работ архитектора.

Многообразно и самобытно творчество Душкина-живописца. Он успешно работал в области монументального искусства. Много времени и сил отдавал педагогической деятельности — и в Московском архитектурном институте, и в проектных мастерских.

А.Н. Душкин был фактически создателем совершенно нового направления в архитектуре — подземной урбанистики, но главным был сам подход зодчего к разработке этой темы, отличавшийся удивительной человечностью. Глубокая внутренняя культура, любовь к музыке и природе помогала архитектору понять специфику психологии человека, оказавшегося глубоко под землёй, и создать гармоничные, наполненные светом пространства. Человечность, внутренняя культура — основа всей разносторонней творческой деятельности Алексея Николаевича Душкина. (А.П. Кудрявцев, Президент Российской академии архитектуры и строительных наук, Президент Московского архитектурного института).

Когда Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева начал готовить выставку, посвященную 100-летию Алексея Николаевича Душкина, я полагал, что он является одним из самых талантливых архитекторов советского периода российской истории — и эта моя позиция являлась лишь частным случаем всеобщего мнения. В конце концов, станции московского метро «Маяковская» и «Кропоткинская» любимы во всем мире, и двух мнений о них быть не может. Но теперь, по прошествии полутора лет, гораздо ближе познакомившись с творчеством А.Н. Душкина — и по работам, которые музей достал из своих хранилищ, и по каталогу, который подготовлен к выставке, — я понял, что ошибался. Каждая работа мастера содержит в себе некое удивительно сильное, объективно присутствующее начало, не вполне поддающееся рациональному описанию. Это качество — признак высших достижений человеческого духа. Думаю, что наша выставка должна и будет распространять это убеждение.

Долг нашего музея — сохранить российское архитектурное наследие во всех его проявлениях. Наша выставочная деятельность также подчинена этой сверхзадаче — мы призваны устанавливать систему исторических и культурных координат, воспитывать в обществе правильное отношение к собственной архитектуре. Думаю, что юбилейная монографическая выставка Алексея Николаевича Душкина полностью соответствует смыслу существования музея архитектуры, и поэтому с гордостью представляю её нашим современникам. (Давид Саркисян, Директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева)

www.museum.ru/N18046
Ваше мнение »»

»»Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Адрес:город Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
Проезд:Ст. м. "Арбатская", "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 690-0551, 697-3874
сайт:muar.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: архитектурные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.09.2019  x    ?  


Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru