НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Себастьян Ликан и Санда Бортник. "Ливада"

c 21 апреля по 21 мая 2004Новосибирская область
''Левада'' (в переводе на русский - райский сад)
21 апреля в 17.00 в Новосибирском художественном музее (Свердлова, 10) открывается выставка "Ливада" (в переводе на русский - райский сад) Себастьяна Ликана и Санду Бортника. Себастьян Ликан - молодой православный священник из Румынии с интересной биографией. Как художник он работает в традиции народной трансильванской иконы на стекле. Народная живопись на стекле возникла в XVII веке и достигла расцвета в XVIII-XIX веках на востоке Центральной Европы - в Богемии, Австрии, Словакии, Венгрии, Сербии, Буковине и Трансильвании.

В Трансильвании иконы на стекле писались самими крестьянами и для крестьян. Подобно тому, как в Центральной России центрами иконописания были владимирские села - Палех, Холуй, Мстеры - села Никула и Герле в Трансильвании стали центрами румынской крестьянской иконы на стекле. Сама техника живописи на стекле была занесена в Трансильванию из более западных регионов Австро-Венгрии, из Богемии и Австрии, куда, в свою очередь она попала из Италии в период Возрождения, но, в конечном итоге, восходит к искусству Византии. Используя технику, а также некоторые композиционные шаблоны западной живописи на стекле, крестьянские мастера изменили их применительно к румынскому народному эмоциональному строю, упростили форму, усилили декоративность. В целом же, возникшая трансильванская народная икона на стекле осталась верна традициям православной иконы на дереве, иконографии византийского толка. Иконы на дереве - русские, попадавшие в Трансильванию из Молдавии, сербские, греческие из Афона - были относительно дороги. Икона на стекле, скромная, непритязательная, красочная была доступна крестьянству и получила массовое распространение. Она была в каждом крестьянском доме.

В XVII-XIX века писали натуральными красками, с конца XIX века - фабричными. Изображение строится локальными цветовыми пятнами, обведенными контрастной каймой. Яркие цвета и орнаментальный ритм линий те же, что и в народном декоративно-прикладном искусстве. Кайма решала не только декоративные задачи, но и сакральные, выделяла на иконе священную зону- святой образ. Используемый в иконах орнамент в виде "канатного мотива" имеет многочисленные параллели в зодчестве, резьбе по дереву, в ковроткачестве и керамике и является знаком течения времени и ритма жизни.

Поздние иконы несколько ниже по качеству ранних, но и они обладают определенным обаянием. Традиции передавались от поколению к поколению, но жизнь вокруг менялась. К концу 30-х годов ушли почти все мастера и традиция едва не оборвалась, но все же дошла до наших дней. После нескольких десятилетий забвения интерес к ней возродился в 1960-70 годы. На неё обратили внимание художники и искусствоведы. И не только они. Свою роль в сохранении традиции народной иконописи на стекле сыграл монах Никулинского монастыря Илларион, сначала собиравший, а позднее, начавший копировать старинные крестьянские иконы. Впоследствии Илларион Мурешан стал работать в собственной манере, сочетающей стиль византийской традиции с характером крестьянской живописи. Он подал пример другим румынским священникам. Этот же путь избрал и молодой священник Себастьян Ликан, уже успевший после окончания семинарии в Бухаресте и стажировки в Париже, пожить в монастыре, послужить 6 лет сельским священником в Черновицкой области, приехать в Сибирь.

В своей живописи на стекле Ликан следует традиции, сохраняет и передает интонацию крестьянской иконописи, её простоту и искренность.

Другой участник выставки - профессиональный скульптор Санду Бортник уже достаточно известен в Новосибирске, где он живет и работает, организует симпозиумы снежной, каменной и деревянной скульптуры, участвует в выставках. Участвует он и в художественной жизни Петербурга, где жил и учился.

На выставке Бортник покажет ряд работ христианской тематики.

www.museum.ru/N17841
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.03.2023  x    ?  


Выставочный проект "Площадь Островского". К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского

"В Петербурге мы сойдемся снова…". Осип Мандельштам в иллюстрациях Екатерины Посецельской

Выставка «Талисман в дорогу» в Эрарте

Дагестан Расула Гамзатова

Выставка-презентация «100 лет ЦСКА»

Два "Гамлета", один занавес: Бахрушинский музей публикует уникальные эскизы Давида Боровского

К 270-летию атамана М.И. Платова. Выставка молодых художников «Пою тебе, казачий Дон»

Дорога к океану. Северный путь

XVI Международный конкурс исследовательских работ школьников

Александр Яшин - Василий Белов: "больше, чем друг…"

Выставка «Военная память Донбасса»

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Презентация издания «Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию»

Фестиваль «Детские дни» в Музее-квартире Александра Блока

Международный день птиц в Дарвиновском музее

Выставка "Санкт-Петербург - столица Российской империи: к 320-летию со дня основания города"

В ветвях бамбука, в цветке лотоса

Выставка живописи Анатолия Коровкина

Ростислав Добужинский, к 120-летию со дня рождения

Выставка Лены Мальцевой «Мартовские иды»

V Всероссийская выставка скрипичных мастеров в Шереметевском дворце - Музее музыки

Выставка «Русский Север»

VI Межмузейно-вузовский фестиваль «В музей – сегодня, в науку – завтра!»

Выставка «Верность дружбе» на Усадьбе М.А. Шолохова

Нина Дорлиак. Песнь Сольвейг

Юбилейная выставка живописи и графики Бориса Мессерера «Темы и вариации»

Путешествие семечка. Как растения путешествуют по всей планете?

Выставка «На кончиках пальцев» в Можайском историко-краеведческом музее

Павел Полянский. Дружественный интерфейс

Выставка живописи Елены Никитиной "Палитра воспоминаний"

XXX Международная выставка "Железнодорожная модель - 2023"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru