Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева является непременным участником всех крупных выставочных проектов за рубежом. На этот раз шесть картин из собрания музея отправились на Лазурный берег в княжество Монако.
11 марта в выставочном зале на набережной Антуана Первого под патронажем наследного принца Альберто была открыта выставка "Бубновый валет: между Сезанном и авангардом". В конструктивно выстроенном ромбовидными красными, серыми и белыми щитами пространстве самым удачным образом разместилось семьдесят пять картин из Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, пятнадцати региональных музеев и нескольких частных коллекций.
Полная оптимизма, сочная живопись таких ярких мастеров как А.Лентулов, И.Машков, П.Кончаловский, Р.Фальк, А.Куприн впервые открыла европейскому зрителю всю мощь и своеобразие одной из самых ярких художественных группировок с эпатировавшим публику начала прошлого века названием "Бубновый валет". В дореволюционные годы в бубнововалетских выставках принимали участие Н.Гончарова и М.Ларионов, В.Татлин и А.Экстер, О.Розанова и А.Осьмеркин и, даже, К.Малевич (1916), произведения которых также были представлены в экспозиции. Качественно изданный каталог на французском языке включил не только цветные воспроизведения всех картин, но и содержательные статьи об истории объединения "Бубновый валет", биографические справки о художниках. Не будет преувеличением сказать, что примерно треть представленных полотен (произведений) мало знакомы и отечественному зрителю: они хранятся в частных коллекциях и в музеях малых российских городов, например, в Серпухове или Ростове Великом, практически никогда не публиковались и не участвовали не только в зарубежных, но и в отечественных выставках.
Натюрморт "Персики" П.Кончаловского из собрания Радищевского музея смотрелся, пожалуй, как одна из наиболее близких П.Сезанну интепретаций русским художником столь любимого мэтром и располагающего к поискам новых пространственных и цветовых решений жанра.
"Автопортрет", "Пейзаж с парусом" и "Конотопские девушки" Р.Фалька и "Старый замок в Крыму. Алупка" А.Лентулова в свою очередь демонстрировали как легко, порой, "сезаннизм" в творчестве самых ярких "валетов" сочетался с другими направлениями европейского искусства начала ХХ века - примитивизмом и кубизмом.
"Восточный натюрморт" И.Машкова из собрания Радищевского музея не случайно стал визитной карточкой всей выставки. Своей "вкусной живописью" он привлекал внимание зрителей на рекламных щитах и афишах, красовался и на листовках, которые можно было встретить в отелях Монако, и на пригласительном билете на вернисаж, который, надо отметить, прошел очень оживленно.
Выставка "Бубновый валет: между Сезанном и авангардом" стала главным культурным событием средиземноморского княжества, в любое время года привлекательного для туристов Франции, Италии, Швейцарии и других европейских стран. После месячного экспонирования в Монако выставка будет показана в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Петербурге.