Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых (г. Александров), Российский Центр Международного Научного и Культурного Сотрудничества при Правительстве Российской Федерации (Росзарубежцентр), Российский Культурный Центр в Венгрии, Российский Центр Науки и Культуры в Праге, Российский Центр Науки и Культуры в Братиславе и Российский Центр Науки и Культуры в Гданьске представляют Вашему вниманию выставку "Александровское лето Марины Цветаевой".
2001 г. Будапешт (Венгрия). 2002 г. Прага (Чехия). 2002 г. Братислава (Словакия). 2003 г. Гданьск (Польша).
Самая значительная после открытия в Александрове первого в мире цветаевского музея выставка была приурочена к столетнему юбилею поэта, имя которого носит музей, и называлась "Александровское лето Марины Цветаевой". По воле литературоведов именно под таким названием в историю литературы вошёл период творческой жизни поэта, начавшийся осенью 1915 г. и закончившийся в мае 1917 г., когда Марина Цветаева подолгу гостила в Александрове у своей младшей сестры Анастасии. За это время поэтом в Александрове и Москве были сочинены такие поэтические шедевры, как циклы "Стихи о Москве", "Стихи к Блоку", "Ахматовой" и многие другие стихотворения, впоследствии вошедшие в сборник "Вёрсты". Согласно воспоминаниям Анастасии Ивановны, невозможно разделить в пространстве и во времени творчество Цветаевой за полтора года поездок в бывшую опричную столицу: сочинение некоторых стихов начиналось в Александрове, а заканчивалось в Москве и наоборот, да и более чем трёхчасовая дорога поездом также располагала к размышлениям…
Кроме Александрова, выставка была показана в Петрозаводске, Шуе, в Шумене (Болгария). Для размещения экспонатов использовалось имеющееся в наличии у принимающей стороны традиционное музейное оборудование: вертикальные и горизонтальные витрины, развеска живописи и графики осуществлялась вдоль стен. Уже тогда подобный способ демонстрации своих коллекций для цветаевского музея, имевшего устойчивый имидж "музея-метафоры", казался неприемлемым.
В 1994 г. крупнейшим современным музейным дизайнером Аветом Тавризовым совместно с сотрудниками музея были разработаны концепция, дизайн и конструкция универсальной передвижной выставочной площадки "Тайны старого парка (города)". Реально её удалось изготовить только в 2000 г. при содействии Института Открытое Общество - Фонд Сороса.
Идея, заложенная в концепцию выставочной площадки, заключалась в том, что традиционно городские сады и парки российской провинции были местом, где во второй половине дня собирались горожане - интеллигенты и ремесленники, купцы и чиновники. Они прогуливались по парковым аллеям, отдыхали в беседках, обменивались новостями, информацией о только что прочитанных книгах, обсуждали свежие международные и внутриполитические события, проводили время за картами, шахматами и домино. Молодёжь развлекалась на аттракционах, играла в горелки или городки, и все вместе наслаждались звучанием размещённых в раковинах-эстрадах духовых или камерных оркестров. Таким образом, городские парки в конце ХIХ - первой половине. ХХ вв. были местом средоточия городской культурной жизни. Через воссозданную методами музейного искусства обстановку типичного городского парка можно наиболее полно и художественно достоверно передать духовную и культурную атмосферу провинциального российского города.
Центром экспозиции является заросшая беседка старого городского парка, во внутреннем пространстве которой, как бы подхваченные ветром времени, разлетаются в разные стороны книги и рукописи сестёр Цветаевых. Композиционный и смысловой строй экспозиции подчёркивают расположенные в пространстве вокруг беседки стенды с картинами, на которых выдающийся александровский художник-примитивист Леонид Банакин изобразил виды уездного Александрова начала века. Традиционность облика парка подчёркивают расставленные вдоль аллей парковые скамейки, садовые фонари, при возможности - струи фонтана. По аллеям прогуливаются посетители выставки, в специально отведённых местах могут работать ремесленники, играть музыканты. В расставленных вдоль аллей витринах, на кронах деревьев, на стенах помещения, в котором размещается выставка, располагаются экспонаты. Площадь экспозиционного пространства около ста квадратных метров.
В состав выставки входят рукописи, архивные документы, фотографии Цветаевых, их личные вещи, прижизненные издания. Большое внимание уделяется образу Александровской Слободы - города, вдохновившего поэта на создание шедевров: представлены открытки с изображениями городских видов и архитектурных памятников, выпущенные в начале ХХ века, графика, живопись. В фойе размещаются материалы, повествующие о современной жизни Александрова. Выставка экспонировалась в 2001 г. в Будапеште (Венгрия), в 2002 г. в Праге (Чехия), и в Братиславе (Словакия), а в 2003 г. в. Гданьске (Польша).