Галерея "Ковчег" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации с 11 февраля по 28 марта приглашает на выставку "СЛУШАЛИ - ПОСТАНОВИЛИ".
Вашему вниманию будут представлены:
Наброски, сделанные на заседании Совета Академии художеств в 1900 году и молебен в Липецке в начале ХХ века;
Маяковский, ведущий пропагандистскую работу среди булочников, и портретные зарисовки с Первого съезда советских писателей;
голосование за исключение кулака из колхоза и коллективное снятие чадры;
будни пионерского колхоза "Гигант" и выступление обвиняемого завмага Петрова на суде общественности;
актив колхоза, упаковывающий "Альбом наглядных пособий по истории ВКПб" для отправки на стойбище, и Торжественное собрание в Большом театре, посвященное двадцатилетию ВЧК-ОГПУ-НКВД;
траурный митинг в МГУ в день смерти Сталина и будни партбюро Московского союза художников, а также другие сюжеты.
Этот жанр без преувеличения можно считать уникальным вкладом отечественных авторов в мировую художественную культуру ХХ века. Кажется, нигде в мире творческие люди не оказывались столь регулярно в ситуации, несовместимой с индивидуальной свободой художника. В тоске вынужденного безделья профессиональный взгляд выхватывал детали: затылки или пятки сидящих впереди, пейзаж, увиденный за переплетом закрытого окна с тяжелыми портьерами, персонажи и графины на трибуне… Во многих таких работах высокое ремесло парадоксально соседствует с ощущением бездарно проходящего времени, и вот эта-то зафиксированная утечка творческих человеко-часов и должна была оказаться лейтмотивом очередной экспозиции, посвященной "обинякам ХХ века".
Выставка представляет собой изобразительный ряд, отражающий такую характерную для советской эпохи сферу как производственные, партийные, профсоюзные собрания, заседания комиссий, слеты делегатов, праздничные митинги, публичные доклады и т.п. На разнообразном материале и в широком хронологическом диапазоне прослеживается эволюция как типовой режиссуры официальных действ, так и отношения к ним художников. Искреннее воспевание примет "новой жизни", ремесленничество на заказ, сатира для "внутреннего потребления", просто регулярные упражнения рук и глаз… Существовали различные мотивы и стимулы для того, чтобы рассматривать бюрократические процедуры в качестве предмета изображения. Устроители принимали во внимание почти все, но ставку делали на натурное рисование "в режиме реального времени".
Произведения для экспозиции предоставили: Государственная Третьяковская галерея, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Государственный музей В. В. Маяковского, Государственный музей Востока, Музей общества "Мемориал", Вологодская областная картинная галерея, Нижнетагильский государственный музей изобразительного искусства и другие государственные собрания, а также частные коллекционеры и художники.