16 декабря в 10.00 Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля (Врубелевский корпус) приглашает на выставку "Имя забытое, имя обретенное" (русский портрет из собрания Музея). На выставке представлены графика и живопись XVIII - начала ХХ века.
Выставка, в состав которой входят произведения малоизвестных или забытых портретистов, рассказывает об исследовательской работе музейных сотрудников, их поисках и находках. Отражена их многолетняя работа в архивах, библиотеках, музейных хранилищах.
При поступлении картин из расформированных частных собраний в Государственный музейный фонд в 1920-е годы авторские названия ряда произведений и имена их авторов были утрачены или записаны с ошибками. Переданные в Омский музей из Москвы и Ленинграда, они оказались "потерянными" для истории отечественного искусства. Такие произведения нуждаются в атрибуции. Под музейным термином "атрибуция" мы понимаем определение автора, имени изображенного, сюжета, датировки, истории бытования.
"Своей полной жизнью собрания художественного музея начинают жить тогда, когда с его экспонатов исчезают ярлыки "неизвестный мастер", когда залы музея наполняются голосами не анонимов, а мастеров с определенными, пусть не всегда крупными именами". Эти слова известного искусствоведа Бориса Виппера стали основополагающими в музейной научно-исследовательской работе.
Из истории атрибуционной работы в музее. Активную исследовательскую работу в музее правомерно связать с деятельностью старшего научного сотрудника А.Н. Гонтаренко (1926-1981). Пик ее искусствоведческих открытий, связанных с искусством рубежа ХIХ-ХХ веков, пришелся на 1970-е годы. Работа над каталогом русского искусства потребовала от Антонины Николаевны решения многих атрибуционных задач. Встречаясь с авторами произведений или их родственниками в Москве и Ленинграде, она сумела вернуть утраченные имена, восстановить забытые судьбы персонажей на портретах И. Машкова, В. Ходасевич, С. Дымшиц-Толстой, В. Гольдингер, Ю. Репина, Е. Александровой. Ряд материалов А.Н. Гонтаренко не успела завершить ("Портрет дамы в черном" неизвестного художника, "Портрет семьи художника" В. Яковлева и др.). Загадкой остался и один из лучших портретов нашего собрания кисти В.А.Серова - "Портрет неизвестной".
Своей увлеченностью Антонина Николаевна заражала младших коллег. Выяснением вопросов, связанных с историей создания и бытования портретов, успешно занимались заместитель директора по научной работе Л.В.Баранцева, реставратор В.А. Бекишева, научные сотрудники Т.В.Захарова (Еременко), И.Г.Девятьярова, И.В.Спирина, Г.А.Севостьянова, А.Е.Чернявская.
Загадки старых портретов. В собрании по-прежнему остаются анонимные портреты, требующие от искусствоведа кропотливой, напряженной работы. Среди произведений, упорно "хранящих тайну" - "Портрет неизвестного с орденом Александра Невского" кисти неизвестного художника. Продолжается работа с портретами К.К.Каневского ("Портрет чиновника с орденом Белого орла"), Н.П.Богданова-Бельского ("Портрет И.А.Юсуповой"?), "Портретом дамы в черном платье" неизвестного художника.
Центральное место в ряду новых "загадок" занимает приобретенный недавно "Портрет неизвестной с книгой". По стилистическим признакам произведения, деталям костюма и прически его можно датировать 1860-ми годами. Совместные усилия реставраторов и искусствоведов, возможно, позволят определить имена автора и модели.
Забытые судьбы. Работа исследователя портретов неизвестных сочетается с трудом биографа, восстанавливающего из разрозненных сведений жизненный путь изображенного. На выставке экспонируются портреты, биографии персонажей которых забыты или известны лишь специалистам. Между тем, их вклад в русскую историю и культуру значителен и заслуживает внимания. По разным источникам выявлены и собраны биографические сведения о чете супругов Козляниновых, братьях А. Явленского Дмитрии и Сергее, братьях А. и Ф.Голубевых, членах "Семейного портрета" В.А.Яковлева, А.С.Уварове, П.Д.Киселеве, Ю.Б.Иверсене, Е.Ф.Канкрине, О.И.Комисарове-Костромском, М.Д.Каменской и др.).
Особо следует сказать об атрибуциях "извне". Например, внук художника К.И.Макарова из Саранска увидел в альбоме опубликованные произведения своего деда и сообщил, что на портрете изображены дети художника Кузя и Маруся. И.Н.Клементьева (Париж, Франция), В.П.Старк (СПб.), А.М.Горшман (Москва), семья Явленского (Локарно, Швейцария) также приняли участие в определении имен ряда "омских" портретов.
Документы научного архива музея, справочные издания фонда редкой книги и научной библиотеки дополняют экспозицию.
Выставка организована в рамках Всероссийской конференции "Декабрьские диалоги".