Государственная Третьяковская галерея приглашает на выставку Эрика Булатова "Живу-вижу", приуроченную к его семидесятилетию.
Эрик Булатов - один из самых известных художников советского "подпольного" авангарда второй половины ХХ века. Его творчество прошло сквозь главные течения послевоенного современного искусства. Сезаннисты, сюрреалисты, поп-артисты, фото - и гиперреалисты поочередно причисляли его к своему кругу. Но, прежде всего, Булатов считается одним из лидеров соц-арта и московского концептуализма. Именно с этим направлениями связан созданный им еще в начале 1970-х гг. тип станковой картины с текстом, где почти натуралистическое изображение на равных соседствует со шрифтом.
Надписи были двух типов. Одни красные, запретительные ("Опасно", "Нет входа", "Стой"). Резкие как окрики охраны, они подчеркивали плоскостность картины и фиктивность ее изобразительного пространства. Другие были белыми или голубыми ("Свобода", "Иди"). Они лучами перспективных сокращений словно в тоннель уносились внутрь картины, приглашая зрителя забыть о плоскости и погрузиться в головокружительную иллюзию глубины. Красные - скрывали горизонт и выкачивали из картины весь воздух. Белые, напротив, проявляли бесконечность, воздушность и свет, сквозящий из-под любого предмета. На их бинарной оппозиции строилась поэтика Булатова, в которой фундаментальные категории бытия (Бог, свет, движение, с одной стороны, и статика, смерть, с другой), а также социальные оппозиции (свобода - рабство, красные - белые) были раз и навсегда привязаны к какому-то формальному элементу картины. Комбинации этих элементов (центр, диагональ, верх, низ, горизонт) рождали гипертекст. Зачастую он шел в разрез с помещенными на картине конкретными изображениями или надписями. Главенства внутреннего смысла картины над локальным значением ее образов и текстов построены две знаменитые работы Булатова - "Слава КПСС" и "Портрет Брежнева", где вне всякого авторского комментария, при кажущейся объективности изображения, лишь из-за нарушенной формальной логики зритель оказывался в плену самых не приятных визуальных переживаний.
Но сейчас в творчестве мастера этих реалий более не существует, как нет и одномерных оппозиций из раз и навсегда застывших мыслеформ. Сегодняшний Булатов пишет не лозунги и лица власти, а уже свои собственные или полюбившиеся высказывания друзей, поэтические обрывки, простые, исходные как черная и белая краска, на которую он теперь все чаще ориентируется. Но интонации и смыслы этих изречений ("Вот", "То-то и оно"), сопровождающих какое-либо действие, чувство или мысль, столь различны в зависимости от контекста, что картина перестает быть автоматическим подбором элементов. Она теперь принципиально вариативна. Отныне она - не истина и догма, а смысл, рожденный по случаю. Поэтому монументальность одной Картины вытесняется у Булатова практикой создания законченных и самоценных серий эскизов. Нет сомнения, что в международном движении концептуализма Булатов - уникальный мастер рисунка.
Но не только этим, конечно, объясняется преимущественно "эскизный" характер нынешней выставки Булатова в ГТГ. Картины художника разлетелись по миру еще в конце 1980-х гг. Вслед за ними последовал и сам автор. Булатов уже более 10 лет живет в Париже. Новые работы почти сразу по их появлению раскупаются заграничными коллекционерами (счастливое исключение - г-н Игорь Маркин и его компания "Прома", предоставившая на выставку две новые картины Булатова). Себе же художник оставляет эскизы, которые он сегодня впервые представляет на суд широкого российского зрителя.
Выставка организована Отделом новейших течений ГТГ.
Вернисаж 8 октября в 16.00 в залах 41-42 Третьяковская галерея на Крымском валу. Выставка открыта с 8 октября по 9 ноября.
9 октября в Конференц-зале Третьяковской галереи на Крымском состоится публичная лекция Булатова "Картина с текстом".