НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Две войны. По разные стороны фронта

c 3 по 28 июля 2003Санкт-Петербург
Две войны
3 июля в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается фотовыставка "Две войны", организованная Государственным Русским музеем и Союзом фотохудожников России. Экспозиция включает в себя 46 работ советского фотографа Сергея Шиманского и 31 - немецкого фотографа Асмуса Реммера, прошедших Вторую мировую войну с фотоаппаратами в руках, но - по разные стороны фронта.

По чужой, русской земле в морозном декабре 1942 года шел солдат. Был этот солдат полковым связистом и фотографом по профессии. У него было общественное поручение: фотографировать немецкие могилы на этой чужой земле. Чтобы родственникам потом показать, и чтобы после войны им проще было этот крест найти на бескрайних российских просторах. Однако затея эта не прижилась - могил оказалось значительно больше, чем планировалось, война из прогулки превратилась в мясорубку, и заснять все захоронения уже не представлялось возможным. Да и сама возможность послевоенного паломничества немецких родственников к кладбищам на русской земле с каждым новым сражением становилась все более утопической. Солдата-фотографа откомандировали во Францию, где в плену, на его счастье американском, и закончился его военный поход.

После войны Асмус Реммер просмотрел свои "русские" негативы и понял, что это материал для выставки. То, что эта выставка будет антивоенной, он предполагал уже, когда снимал калужские деревни, заснеженные пейзажи, мужиков и баб, колоритных девушек и босоногих детишек. Уже тогда он понял, что эту страну невозможно покорить, а последствия немецкого нашествия будут для нее ужасными.

На счастье, Реммер не принимал участия в боевых действиях, остался жив и сохранил весь отснятый материал. Россию он воспринимал как художник, восторгаясь ее красотой и душевной открытостью; Россия отвечала ему тем же: позирующие люди улыбчивы и дружелюбны. Это поразительно - простой русский крестьянин не видел в немце-завоевателе врага, хотя в нескольких километрах от его деревни проходила линия фронта. А немец-фотограф нажимал на кнопку затвора при виде нарядных девушек и убирающих хлеб крестьянок, хотя с фронта регулярно привозили трупы его товарищей по оружию.

Реммер-художник показал русскую деревню без тракторов и комбайнов, без агитаторов и передовиков социалистического соревнования, без лозунгов и оркестров, - такой, какой, по сути, она и была. Время там остановилось. Иногда кажется, что это Сергей Лобовиков - замечательный русский пикториальный фотограф - вставил в свою камеру цветную "Агфу" и фотографирует вятскую деревню на заре ХХ века. Но потом идиллия закончилась. Полгода стоявший без движения фронт после Сталинграда и Курска неумолимо двинулся на Запад. Соломенные крыши в жаркое лето 1943 года очень хорошо горели…

В то же время, только значительно севернее, по своей, русской земле шел другой фотограф - Сергей Шиманский. И не только шел, но и плыл, и летел, потому что был военным корреспондентом на Северном флоте, снимал боевые действия и морские походы. Фотограф Шиманский тоже был художником и на войне видел не только кровь и боль. Оказавшись в блокадном Ленинграде, он был поражен величием непокоренного города. На его фотографиях нет бомбежек и нет трупов, но забор из кроватей на перекопанной под картошку клумбе перед Казанским собором говорит о блокадном городе больше иных репортажей. Вспоминается фотография Георгия Зельмы, сделанная под Сталинградом в начале 1943 года: такие же спинки кроватей вокруг братской могилы на бескрайнем заснеженном поле. Такие образы войны…

Сергей Шиманский - открытие и для зрителей, и для специалистов. Удивительным образом прекрасный фотограф оказался забыт фотографическим сообществом, хотя по мастерству и изобразительному совершенству его работы достойны самых серьезных выставок и публикаций. Уже первые, 1924-1925 гг, съемки Шиманского в Центральном Тянь-Шане оказались значительно выше уровня среднего провинциального фотографа, а серия о Сванетии, выполненная в пикториальной манере, представила его как серьезного фотохудожника. Работа для "СССР на стройке", "Укрфототреста", киевского издательства "Искусство" сделали его настоящим профессионалом. Перед войной он переезжает из Киева в Москву и снимает для Совинформбюро и ВСХВ. Пройдя всю войну, закончил ее в Берлине. А потом, в конце сороковых годов, Шиманский снова в Ленинграде. Он снимает архитектуру и делает это блестяще.

Объединение двух, казалось бы столь разных, авторских коллекций в рамках одного выставочного проекта представляется оправданным, поскольку дает возможность показать одну войну не только с противоположных воюющих сторон, что в общем не ново, а представить некую общность взгляда двух разных фотографов, противников в этой войне, на Россию Причем, это взгляды не репортеров, выполняющих редакционное задание, и соответственно политически ангажированных, а художников, для которых война, оставаясь полем брани, все же не убивает в человеке способность видеть и чувствовать красоту окружающего мира.

Выставка продлится до 28 июля.

www.museum.ru/N13852
Ваше мнение »»

»»Строгановский дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Невский пр., 17
Проезд:Cт. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 571-8238
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.10.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Музей завершил комплексную реставрацию объекта культурного наследия

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru