Государственный музей-заповедник "Царицыно" 10 июня в 16.00 приглашает в Малый дворец на презентацию выставки "Рельефы на поверхности". На выставке представлены изделия мастеров художественной обработки кожи Прибалтики. 1960-1980-е гг. - уникальные произведения художников Эстонии, Латвии и Литвы, выполненные в 1960-1980-е гг.
Изделия из кожи давно и прочно заняли свое место в предметном мире, а производство и обработка кожи - одно из древнейших занятий человека. Постоянное развитие технологий обработки кожи сделало возможным создание самых разнообразных предметов, сочетающих гармоничную форму и функциональность, для украшения быта человека. Одно из самых древних ремесел вознеслось в ХХ веке до уровня высокого искусства.
Прибалтийские республики имеют древние и устойчивые традиции в создании высокохудожественных изделий из кожи. В период раннего средневековья - это были обувь, одежды, доспехи, головные уборы, конская сбруя, чехлы для оружия. Период ХIV-ХIХ вв. ознаменован созданием уникальных кожаных переплетов и возникновением специализированных переплетных мастерских, в том числе при университетах и гимназиях. Цеховые традиции прибалтийских ремесленников в середине ХХ в. нашли свое развитие в создании национальных художественных школ. Использование национальных орнаментов и мотивов в сочетании с самыми неожиданными техниками, выполнение художниками не только эскиза, но и самого изделия в материале на высоком техническом уровне, разнообразие форм и композиционных решений выводит искусство художественной обработки кожи на очень важное место в прикладном искусстве Прибалтики.
Знакомство с работами таких старейшин, как А.Ю.Рейндорф (Эстония), Адамсон-Эрик (Эстония), Э.Реэметс (Эстония), Е.Майренс (Латвия) - ведущих мастеров 1960-1970-х гг. - дает посетителю выставки возможность сравнить: как развивались национальные художественные школы трех прибалтийских республик за более чем два десятилетия, какие художественные методы и технологии преимущественно применяли художники для достижения своих целей при создании предметов различного назначения. Понаблюдать, как расширился ассортимент изделий - от традиционных переплетов книг и альбомов, шкатулок и коробок к свадебным пурам (коробам), футлярам, панно, кожаной бижутерии.
В творчестве эстонских художников большое место занимает эксперимент, пластическое новаторство, выход в пространство, привнесение новых технологий. Для латышского искусства обработки кожи характерна близость и созвучность характеру национального художественного ткачества, текстиля, видимо, связанное с обращением к работе с кожей представителей и этих видов прикладного искусства. Несколько особняком стоит искусство Литвы - монументальные и простые предметы, тесно связанные с традиционной крестьянской культурой.
В 1960-1980-е гг. выработались единые ориентиры творчества, обозначилась общая тенденция развития художественной обработки кожи - создание современных по форме и безупречных по исполнению вещей, в которых на равных выступают оба начала - утилитарное и декоративно-образное. Одновременно с демонстрацией широкого диапазона творческих почерков явственно проступили признаки национального стилевого единства - акцентирование рукотворности вещи, сохранение и выделение изначальных качеств материала.