3 июня Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открывает свою новую экспозицию.
Прошло почти 14 лет со времени открытия музея (июнь 1989 года). В нашем городе музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме был первым музеем, рассказывающим о советском периоде русской истории, периоде, когда представители интеллигенции - поэты, художники, люди эпохи Серебряного века, жизнь которых пришлась на годы репрессий в социалистическом Ленинграде, должны были сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства. Многие исторические судьбы XX века, отразившиеся в судьбе Анны Ахматовой, тогда впервые получили свое раскрытие в многообразии экспонатов музея.
За прошедшие 14 лет музей значительно пополнил свои фонды. Изменилось и представление его сотрудников о способе презентации коллекции.
Новая экспозиция изменит облик музея. Используя приемы режиссуры и новые технологии, применяемые сегодня в выставочных проектах, в создании инсталляций и в театральной практике, создатели новой экспозиции (музейные работники и художники) ставят своей задачей построить музей, задачей которого будет открытие мира Ахматовой новому посетителю уже нового века.
Новое решение делит экспозицию на мемориальную часть, возвращая квартире Пуниных-Ахматовой архитектурный облик 20-50 годов XX века, и литературную, размещающуюся по соседству с пространством квартиры.
Осознание мемориального пространства как хронотопа задает определенную логику экспозиционного приема для этой части музея - театр вещей с применением световых и звуковых эффектов.
Сталкивая пространство бывшей барской усадьбы Шереметевых и коммунальной квартиры, где жили Ахматова и Пунины, в образном решении мемориально-бытовых комнат квартиры (их четыре, кроме кухни и коридора), мы разворачиваем четыре сюжета (появление в жизни Ахматовой Фонтанного Дома, существование интеллигенции советской эпохи, начало работы над главным произведением - "Поэмой без героя", ее встреча с английским культурологом И. Берлиным). Мы попытаемся передать, как, загнанная в бытовое пространство коммунальной квартиры советского времени, Ахматова живет (экзистует) в пространстве классической петербургской культуры, преемственно связанной с мировой и европейской культурой.
Литературная экспозиция видится как законченная и самостоятельная часть музея прежде всего потому, что она подчиняется принципиально иной экспозиционной логике изложения - sub specie aeternitis (под углом зрения вечности), или, ахматовское, "я вижу все в одно и то же время…". Это предполагает перестройку зрителя, вхождение его в какой-то другой мир, преодоление незримой границы.
Отделенная от бытового пространства, эта часть экспозиции даст возможность вхождения в другую реальность - реальность поэтического мира Ахматовой. Построенная в виде круга - стеклянных плоскостей с нанесенными на них текстами поэта, - она создает своего рода "магический кристалл" поэтического мира Ахматовой, иррациональный по своей сути. Композиция из подлинных вещей и документов за стеклом сопровождается показом - как в кинематографе - сменяющихся видений. Это могут быть ахматовские места пребывания в этом мире: от Херсонеса, Одессы, Павловска и Царского Села - до Петербурга 1913 года, Ленинграда начала войны, до Парижа, Оксфорда и острова Сицилии, заканчивая деревней Норинской, где Бродский в 1964 году получает ее письма. Там, за стеклами, при перемене освещения, исчезнет отражение смотрящего в него посетителя, а возникнут видения из той исторической культурной глубины: града Китежа, Ассиро-Вавилонии, Древней Иудеи, Древнего Востока ("Я не была здесь лет семьсот…" - это не только о Ташкенте), которые так важны были для Ахматовой
Открытие новой экспозиции 3 июня в 16.00.
Авторы: Копылов Л.Ю., Кочкина К.Н., Павлова Н.В., Попова Н.И. Художники: О.В.Веселицкий, В.И.Герасимовский.
Справки по тел.: (812) 272-1811, 272-9738