Экологическое воспитание стало одним из важнейших компонентов в деятельности различных социокультурных институтов, в том числе и музеев. При этом традиционные формы воспитания и образования зачастую являются неэффективными. Современные дети в техногенном мире воспринимают окружающий мир иначе, чем их педагоги и воспитатели, принадлежащие другому поколению и выросшие в другой природной и социальной среде. Воспитание любви к природе такого ребенка, зачастую реализующегося в виртуальном мире, связано с проблемой отстраненности его от живой природы. Создание интерактивной выставки на основе коллекции "Живые со звуком", созданной детьми (коллекция работ детской студии ДЭЗ N5 под руководством Михаила Лабазова (г. Москва), их фантазией и подсознательным стремлением иметь живое существо рядом, поможет инициировать творческие процессы у других детей - посетителей выставки. "Живые со звуком" - группа художественных объектов-персонажей, каждый из которых может двигаться, издавая своими частями звуки. Звуки могут меняться в зависимости от амплитуды, частоты, вариабельности и энергичности этих движений. Фигуры созданы по эскизам и при участии детей. Заключенные в одно выставочное пространство и вынужденные двигаться, они создают своеобразный разноголосый хор. Движутся объекты под воздействием усилий извне, своим видом провоцируя зрителей на то, чтобы их коснулись, толкнули, качнули и т.д., т.е. оживили и озвучили. Посетители при этом превращаются в аниматоров-оркестрантов-импровизаторов, перед которыми стоит задача понять закономерности звучания выбранного ими объекта, вслушаться в окружающие звуки соседей по пространству и вместо стихийной какофонии создать со своими подопечными мелодичный диалог.
Посетители выставки могут отразить свои впечатления в рисунках. Кроме того, из предложенного на выставке материала желающие могут создать свои фигуры или попробовать копировать образцы. Лучшие "создания" составят мини-выставку, демонстрируемую тут же и постоянно обновляемую. Для активизации этого процесса выставка будет сопровождаться игровыми программами и детскими творческими мастерскими.
Анализ поведения, рисунков и другой деятельности детей на выставке помогут проанализировать их ассоциативный ряд, связанный с восприятием окружающего мира, что поможет музею в выборе адекватных методов работы с детской аудиторией по экологическому воспитанию.
"Персонажи проекта "Живые со звуком" никогда не покидают магический мир детства, они способны превращаться друг в друга, перетекать друг в друга, сливаясь с природными стихиями, шурша и попискивая, двигаясь вместе с ветром и небесными светилами. Ожившие герои детской мифологии, они притворяются птичьей кормушкой и колючкой, гномом и собакой, котенком и рыбкой, обретая свой живой смысл в движении и звуке. Проволока, фольга, фанера, ткань, стекло, пластмасса, гвозди - мир, утративший свою функциональность и открывший бескорыстие, мир металлолома и свалки становится в проекте творческим и необходимым, оправданным и экологически чистым, приобретая имя собственное. Кинетические и акустические, живые, наполненные сознанием, ручные и непредсказуемые, эти объекты, созданные юными художниками …" Виталий Пацюков