НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Воспоминание о рококо

c 14 февраля по 16 марта 2003Омская область
Врубелевский корпус музея
В Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля открыта выставка "Воспоминание о рококо", где представлены изящные предметы дворцовой и усадебной обстановки - книжные шкафы, комоды, зеркала и подсвечники, секретеры и часы, - выполненные во второй половине XIX века в России и Западной Европе в стиле неорококо и очень прихотливо украшенные. Неорококо или, как часто называют этот исторический стиль XIX века, "вторая волна рококо", повторяет черты произведений искусства, в частности декоративно-прикладного, характерные для второй и третьей четверти XVIII века.

Само название "рококо" происходит от французского слова "рокайль". Рокайль это главная деталь декора этого стиля - украшение в виде трансформированной в изящный силуэт морской раковины, сильно выгнутого стебля растения, листьев и цветов, жемчужин, вообще любых природных элементов, главное, прихотливой, неправильной, асимметричной формы. "Рокайль" в переводе с французского означает "скальный". Такое странное на первый взгляд значение слова объясняется очень легко: когда в 20-е годы XVIII века во Франции стиль только зарождался, первым его проявлением было украшение парков специальными павильонами в виде раковин, искусственных каменных гротов и скал, а уже потом черты рококо появились в живописи, предметах быта, украшениях и одежде, то есть вообще в моде того времени.

Надо сказать, что рококо - единственный в истории искусства стиль, который не распространялся на такой немаловажный вид искусства, как архитектура. Мы не найдем ни одного здания, построенного в стиле в стиле рококо - ведь этот стиль прежде всего камерный, интерьерный, можно сказать даже - будуарный. Лишь на отдельных зданиях можно встретить элементы его декора.

Часто рококо называют "стилем Людовика XV", а, как известно, двор этого французского короля был роскошен и любил крайние проявления изящества и галантности. Земным божеством того времени была женщина, ради которой совершали безумства и создавались произведения искусства, воспевающие ее красоту и грацию. Вот почему изделия тех времен были настолько великолепны, утонченны и даже женственны. Образ женщины был возведен на пьедестал в светской культуре того времени. Специально для женщин придумывались особые предметы мебели, например, секретеры или бюро - что-то вроде небольшого сундучка или, наоборот, крупного ларца, поставленного на длинные, изящно выгнутые ножки; крышка секретера откидывалась и ставилась маленьким столиком, а внутри находились ящички для хранения бумаги, письменных принадлежностей, эти ящички тщательно запирались и часто бывали потайными - на то это и "секретер". Все предметы того времени имели изогнутые, текучие формы - прямые линии почти не использовались. Мебель была богато декорирована мозаикой из разных пород дерева, многочисленными сложными по форме бронзовыми накладками, вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, живописью на холсте и дерева, медальонами из фарфора и бисквита; очень ценились предметы покрытые полировкой и китайскими или японскими цветными лаками с позолоченными узорами. Мягкая мебель обтягивалась дорогими тканями - шелком, атласом, парчой, бархатом, гобеленом. Подчас мебель делали даже из серебра и фарфора. Но все-таки чаще всего предметы мебели выполнялись в технике фанеровки - когда их изготавливались двухслойными - каркас создавался из прочных и недорогих пород древесины - сосны, кедра, клена, а затем предметы покрывались тонкими пластинами фанеры из драгоценных, экзотических пород дерева, которые ценились на вес золота - розовое, палисандровое, амарантовое. Так поступали в целях экономии, чтобы сберечь дорогое дерево, не вырезая вещь из него целиком. Использовали и фигурный, резной шпон, тогда такая техника уже называлась наборным деревом, или маркетри. Это не что иное, как мозаика из кусочков дерева разных пород, имеющих отличные друг от друга цвета и оттенки, вырезанных при помощи лобзика и вставленных в виде деревянного узора в массив дерева. Очень сложно было оклеить шпоном изогнутые части мебели, например, ножки или стенки шкафов. Ведь фанерки не гнутся, это не глина и не пластилин. А для того, чтобы придать шпону нужный изгиб, мастера прижимали эти кусочки дерева к изогнутой поверхности кожаными мешочками с раскаленным песком - и под воздействием температуры дерево начинало гнуться по волокнам и принимать нужную форму. Техника украшения, применяемая в XVIII веке, была очень хрупкой и ненадежной, поэтому, чтобы не отскакивал шпон, почти все предметы мебели эпохи рококо покрыты полировкой или лаком и дополнительно закреплены по краям и не стыках деталей множеством бронзовых накладок. Таким образом преследовались сразу же две цели - красота и прочность изделий.

XIX век обратился к уже известным в искусстве предыдущих эпох формам и элементам декора - со второй половины этого века художники разных стран пытались воссоздать ушедшие стили - готику, испано-мавританский, древнерусский, барокко, рококо и др. Только теперь уже каждый стиль получил приставку "нео", означающую "новый". В 50-е годы XIX века в моду вновь входит рококо, только теперь уже новая его волна. Предметы именно этой разновидности рококо и экспонируются сейчас в нашем музее, потому выставка и получила название "Воспоминание о рококо".

Мастерам-мебельщикам XIX века во многом было легче, чем их предшественникам - ведь машинная техника в XIX веке продвинулась настолько далеко, что кропотливой ручной работы в изготовлении мебели и ее декора оставалось все меньше и меньше. Но вместе с ней в предметах искусства становилось все меньше и меньше самого искусства души, вложенной в них художником. Кроме того, мастера XIX века полагали, что, хорошо, подробнейшим образом изучив все особенности какого-либо стиля, в частности, рококо это были S- образные и С-образные завитки, прихотливый растительный орнамент, раковины, рокайли, маркетри, гнутые ножки и т.д. Но, тем не менее, и в неорококо были свои шедевры. На нашей выставке представлено несколько предметов, по манере изготовления очень близких к настоящему рококо. Например, бюро с вставками из французского севрского фарфора, столик для рукоделия, два книжных шкафа из Новомихайловского дворца в Петербурге, также украшенных фарфоровыми медальонами. Эти шкафы были изготовлены в парижской мастерской и привезены старшим сыном Великого князя Михаила Николаевича - хозяина Новомихайловского дворца - Георгием Михайловичем в Россию. Шкафы парные, совершенно одинаковые, они имеют волнообразный изгиб стенок, выполнены в технике фанеровки и украшены хорошего качества бронзой и очень популярными в XVIII и XIX вв. фарфоровыми медальонами, изготовленными в г. Севре. Севрская королевская мануфактура отличалась изготовлением посуды, декоративных ваз и вставок для мебели из фарфора с цветными фонами (палитра была самой богатой в Европе - разные оттенки голубого, розового, желтого, зеленого цветов), тонкой живописью в оставленных незакрашенными белых резервах, где могли изображаться цветы и птицы, какие-либо атрибуты, галантные и батальные сценки, и высоким искусством позолоченных картушей, которыми обрамлялись живописные резервы.

Посетив музей, зрители могут познакомиться с дворянским и дворцовым бытом второй половины XIX века, с различными техниками украшения предметов обстановки этой эпохи и просто получить эстетическое наслаждение от созерцания произведений искусства. (Л.А.Андреева)

www.museum.ru/N12104
Ваше мнение »»

»»Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Адрес:Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец), ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "Музей" (Генерал-губернаторский дворец), до ост. "Госпиталь" (Врубелевский корпус)
Телефоны:спр.: (3812) 24-15-64, 31-36-77; экс.бюро 20-00-47
сайт:www.vrubel.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.09.2019  x    ?  


Зорикто Доржиев. Степная история

Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

80-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век в Тамбове

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

41-е Международные научные чтения "Н.Г.Чернышевский и его эпоха" в Саратове

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru