НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Воспоминание о рококо

c 14 февраля по 16 марта 2003Омская область
Врубелевский корпус музея
В Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля открыта выставка "Воспоминание о рококо", где представлены изящные предметы дворцовой и усадебной обстановки - книжные шкафы, комоды, зеркала и подсвечники, секретеры и часы, - выполненные во второй половине XIX века в России и Западной Европе в стиле неорококо и очень прихотливо украшенные. Неорококо или, как часто называют этот исторический стиль XIX века, "вторая волна рококо", повторяет черты произведений искусства, в частности декоративно-прикладного, характерные для второй и третьей четверти XVIII века.

Само название "рококо" происходит от французского слова "рокайль". Рокайль это главная деталь декора этого стиля - украшение в виде трансформированной в изящный силуэт морской раковины, сильно выгнутого стебля растения, листьев и цветов, жемчужин, вообще любых природных элементов, главное, прихотливой, неправильной, асимметричной формы. "Рокайль" в переводе с французского означает "скальный". Такое странное на первый взгляд значение слова объясняется очень легко: когда в 20-е годы XVIII века во Франции стиль только зарождался, первым его проявлением было украшение парков специальными павильонами в виде раковин, искусственных каменных гротов и скал, а уже потом черты рококо появились в живописи, предметах быта, украшениях и одежде, то есть вообще в моде того времени.

Надо сказать, что рококо - единственный в истории искусства стиль, который не распространялся на такой немаловажный вид искусства, как архитектура. Мы не найдем ни одного здания, построенного в стиле в стиле рококо - ведь этот стиль прежде всего камерный, интерьерный, можно сказать даже - будуарный. Лишь на отдельных зданиях можно встретить элементы его декора.

Часто рококо называют "стилем Людовика XV", а, как известно, двор этого французского короля был роскошен и любил крайние проявления изящества и галантности. Земным божеством того времени была женщина, ради которой совершали безумства и создавались произведения искусства, воспевающие ее красоту и грацию. Вот почему изделия тех времен были настолько великолепны, утонченны и даже женственны. Образ женщины был возведен на пьедестал в светской культуре того времени. Специально для женщин придумывались особые предметы мебели, например, секретеры или бюро - что-то вроде небольшого сундучка или, наоборот, крупного ларца, поставленного на длинные, изящно выгнутые ножки; крышка секретера откидывалась и ставилась маленьким столиком, а внутри находились ящички для хранения бумаги, письменных принадлежностей, эти ящички тщательно запирались и часто бывали потайными - на то это и "секретер". Все предметы того времени имели изогнутые, текучие формы - прямые линии почти не использовались. Мебель была богато декорирована мозаикой из разных пород дерева, многочисленными сложными по форме бронзовыми накладками, вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, живописью на холсте и дерева, медальонами из фарфора и бисквита; очень ценились предметы покрытые полировкой и китайскими или японскими цветными лаками с позолоченными узорами. Мягкая мебель обтягивалась дорогими тканями - шелком, атласом, парчой, бархатом, гобеленом. Подчас мебель делали даже из серебра и фарфора. Но все-таки чаще всего предметы мебели выполнялись в технике фанеровки - когда их изготавливались двухслойными - каркас создавался из прочных и недорогих пород древесины - сосны, кедра, клена, а затем предметы покрывались тонкими пластинами фанеры из драгоценных, экзотических пород дерева, которые ценились на вес золота - розовое, палисандровое, амарантовое. Так поступали в целях экономии, чтобы сберечь дорогое дерево, не вырезая вещь из него целиком. Использовали и фигурный, резной шпон, тогда такая техника уже называлась наборным деревом, или маркетри. Это не что иное, как мозаика из кусочков дерева разных пород, имеющих отличные друг от друга цвета и оттенки, вырезанных при помощи лобзика и вставленных в виде деревянного узора в массив дерева. Очень сложно было оклеить шпоном изогнутые части мебели, например, ножки или стенки шкафов. Ведь фанерки не гнутся, это не глина и не пластилин. А для того, чтобы придать шпону нужный изгиб, мастера прижимали эти кусочки дерева к изогнутой поверхности кожаными мешочками с раскаленным песком - и под воздействием температуры дерево начинало гнуться по волокнам и принимать нужную форму. Техника украшения, применяемая в XVIII веке, была очень хрупкой и ненадежной, поэтому, чтобы не отскакивал шпон, почти все предметы мебели эпохи рококо покрыты полировкой или лаком и дополнительно закреплены по краям и не стыках деталей множеством бронзовых накладок. Таким образом преследовались сразу же две цели - красота и прочность изделий.

XIX век обратился к уже известным в искусстве предыдущих эпох формам и элементам декора - со второй половины этого века художники разных стран пытались воссоздать ушедшие стили - готику, испано-мавританский, древнерусский, барокко, рококо и др. Только теперь уже каждый стиль получил приставку "нео", означающую "новый". В 50-е годы XIX века в моду вновь входит рококо, только теперь уже новая его волна. Предметы именно этой разновидности рококо и экспонируются сейчас в нашем музее, потому выставка и получила название "Воспоминание о рококо".

Мастерам-мебельщикам XIX века во многом было легче, чем их предшественникам - ведь машинная техника в XIX веке продвинулась настолько далеко, что кропотливой ручной работы в изготовлении мебели и ее декора оставалось все меньше и меньше. Но вместе с ней в предметах искусства становилось все меньше и меньше самого искусства души, вложенной в них художником. Кроме того, мастера XIX века полагали, что, хорошо, подробнейшим образом изучив все особенности какого-либо стиля, в частности, рококо это были S- образные и С-образные завитки, прихотливый растительный орнамент, раковины, рокайли, маркетри, гнутые ножки и т.д. Но, тем не менее, и в неорококо были свои шедевры. На нашей выставке представлено несколько предметов, по манере изготовления очень близких к настоящему рококо. Например, бюро с вставками из французского севрского фарфора, столик для рукоделия, два книжных шкафа из Новомихайловского дворца в Петербурге, также украшенных фарфоровыми медальонами. Эти шкафы были изготовлены в парижской мастерской и привезены старшим сыном Великого князя Михаила Николаевича - хозяина Новомихайловского дворца - Георгием Михайловичем в Россию. Шкафы парные, совершенно одинаковые, они имеют волнообразный изгиб стенок, выполнены в технике фанеровки и украшены хорошего качества бронзой и очень популярными в XVIII и XIX вв. фарфоровыми медальонами, изготовленными в г. Севре. Севрская королевская мануфактура отличалась изготовлением посуды, декоративных ваз и вставок для мебели из фарфора с цветными фонами (палитра была самой богатой в Европе - разные оттенки голубого, розового, желтого, зеленого цветов), тонкой живописью в оставленных незакрашенными белых резервах, где могли изображаться цветы и птицы, какие-либо атрибуты, галантные и батальные сценки, и высоким искусством позолоченных картушей, которыми обрамлялись живописные резервы.

Посетив музей, зрители могут познакомиться с дворянским и дворцовым бытом второй половины XIX века, с различными техниками украшения предметов обстановки этой эпохи и просто получить эстетическое наслаждение от созерцания произведений искусства. (Л.А.Андреева)

www.museum.ru/N12104
Ваше мнение »»

»»Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Адрес:Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец), ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "Музей" (Генерал-губернаторский дворец), до ост. "Госпиталь" (Врубелевский корпус)
Телефоны:спр.: (3812) 24-15-64, 31-36-77; экс.бюро 20-00-47
сайт:vrubel.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 14.12.2024  x    ?  


Выставка «Храм Минервы. К 270-летию Московского Университета»

Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение

Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее

К 325-летию указа Петра I "О праздновании Нового года". Выставка "История ёлки" в Петропавловской крепости

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний»

Борис Кустодиев. Патриархальная Россия

Открытие планшетной выставки «Карл Брюллов. Из собрания Русского музея» в Риме

Амазонки русского искусства. Живопись XX века из собрания Третьяковской галереи в Челябинске

Новогодняя выставка «История в миниатюре – взгляд сквозь века» в Музее Победы

Выставка "Всевидящее око" в музее «АТОМ» на ВДНХ

"Формула Гжели"

Выставка портретов из собрания Псковского музея-заповедника

В созвездии Мастера. Кузьма Петров-Водкин и Павел Голубятников

Выставка об истории празднования Рождества и Нового года дореволюционной России

Древние артефакты, фотография, современное искусство и новые медиа. Выставка «Хрупкость» в Арсенале

"Вдохновляясь птицами". Выставка творческих работ Анастасии Зарубовой

Выставка о юных защитниках Родины в Музее Победы

Почему их так назвали? О происхождении имён зверей, птиц, насекомых, рыб и других живых существ

Выставка «Новогодняя ёлка как искусство» в Вологодском музее-заповеднике

Про невиданных зверей... Выставка современных художников в Дарвиновском музее

Тамара Шипицина. Палисадники

Сергей Сонин и Елена Самородова. Утопия и Ухрония

Дары волхвов. Подарки из собрания Военно-медицинского музея

Выставка «Мягкая рухлядь» в Дарвиновском музее

"Мальчики" и другие рождественские истории А.П. Чехова

Выставка "100 лет искусству лаковой миниатюры Палеха"

Фестиваль «Рождество в Архангельском»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru