В Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля открыта выставка "Воспоминание о рококо", где представлены изящные предметы дворцовой и усадебной обстановки - книжные шкафы, комоды, зеркала и подсвечники, секретеры и часы, - выполненные во второй половине XIX века в России и Западной Европе в стиле неорококо и очень прихотливо украшенные. Неорококо или, как часто называют этот исторический стиль XIX века, "вторая волна рококо", повторяет черты произведений искусства, в частности декоративно-прикладного, характерные для второй и третьей четверти XVIII века.
Само название "рококо" происходит от французского слова "рокайль". Рокайль это главная деталь декора этого стиля - украшение в виде трансформированной в изящный силуэт морской раковины, сильно выгнутого стебля растения, листьев и цветов, жемчужин, вообще любых природных элементов, главное, прихотливой, неправильной, асимметричной формы. "Рокайль" в переводе с французского означает "скальный". Такое странное на первый взгляд значение слова объясняется очень легко: когда в 20-е годы XVIII века во Франции стиль только зарождался, первым его проявлением было украшение парков специальными павильонами в виде раковин, искусственных каменных гротов и скал, а уже потом черты рококо появились в живописи, предметах быта, украшениях и одежде, то есть вообще в моде того времени.
Надо сказать, что рококо - единственный в истории искусства стиль, который не распространялся на такой немаловажный вид искусства, как архитектура. Мы не найдем ни одного здания, построенного в стиле в стиле рококо - ведь этот стиль прежде всего камерный, интерьерный, можно сказать даже - будуарный. Лишь на отдельных зданиях можно встретить элементы его декора.
Часто рококо называют "стилем Людовика XV", а, как известно, двор этого французского короля был роскошен и любил крайние проявления изящества и галантности. Земным божеством того времени была женщина, ради которой совершали безумства и создавались произведения искусства, воспевающие ее красоту и грацию. Вот почему изделия тех времен были настолько великолепны, утонченны и даже женственны. Образ женщины был возведен на пьедестал в светской культуре того времени. Специально для женщин придумывались особые предметы мебели, например, секретеры или бюро - что-то вроде небольшого сундучка или, наоборот, крупного ларца, поставленного на длинные, изящно выгнутые ножки; крышка секретера откидывалась и ставилась маленьким столиком, а внутри находились ящички для хранения бумаги, письменных принадлежностей, эти ящички тщательно запирались и часто бывали потайными - на то это и "секретер". Все предметы того времени имели изогнутые, текучие формы - прямые линии почти не использовались. Мебель была богато декорирована мозаикой из разных пород дерева, многочисленными сложными по форме бронзовыми накладками, вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, живописью на холсте и дерева, медальонами из фарфора и бисквита; очень ценились предметы покрытые полировкой и китайскими или японскими цветными лаками с позолоченными узорами. Мягкая мебель обтягивалась дорогими тканями - шелком, атласом, парчой, бархатом, гобеленом. Подчас мебель делали даже из серебра и фарфора. Но все-таки чаще всего предметы мебели выполнялись в технике фанеровки - когда их изготавливались двухслойными - каркас создавался из прочных и недорогих пород древесины - сосны, кедра, клена, а затем предметы покрывались тонкими пластинами фанеры из драгоценных, экзотических пород дерева, которые ценились на вес золота - розовое, палисандровое, амарантовое. Так поступали в целях экономии, чтобы сберечь дорогое дерево, не вырезая вещь из него целиком. Использовали и фигурный, резной шпон, тогда такая техника уже называлась наборным деревом, или маркетри. Это не что иное, как мозаика из кусочков дерева разных пород, имеющих отличные друг от друга цвета и оттенки, вырезанных при помощи лобзика и вставленных в виде деревянного узора в массив дерева. Очень сложно было оклеить шпоном изогнутые части мебели, например, ножки или стенки шкафов. Ведь фанерки не гнутся, это не глина и не пластилин. А для того, чтобы придать шпону нужный изгиб, мастера прижимали эти кусочки дерева к изогнутой поверхности кожаными мешочками с раскаленным песком - и под воздействием температуры дерево начинало гнуться по волокнам и принимать нужную форму. Техника украшения, применяемая в XVIII веке, была очень хрупкой и ненадежной, поэтому, чтобы не отскакивал шпон, почти все предметы мебели эпохи рококо покрыты полировкой или лаком и дополнительно закреплены по краям и не стыках деталей множеством бронзовых накладок. Таким образом преследовались сразу же две цели - красота и прочность изделий.
XIX век обратился к уже известным в искусстве предыдущих эпох формам и элементам декора - со второй половины этого века художники разных стран пытались воссоздать ушедшие стили - готику, испано-мавританский, древнерусский, барокко, рококо и др. Только теперь уже каждый стиль получил приставку "нео", означающую "новый". В 50-е годы XIX века в моду вновь входит рококо, только теперь уже новая его волна. Предметы именно этой разновидности рококо и экспонируются сейчас в нашем музее, потому выставка и получила название "Воспоминание о рококо".
Мастерам-мебельщикам XIX века во многом было легче, чем их предшественникам - ведь машинная техника в XIX веке продвинулась настолько далеко, что кропотливой ручной работы в изготовлении мебели и ее декора оставалось все меньше и меньше. Но вместе с ней в предметах искусства становилось все меньше и меньше самого искусства души, вложенной в них художником. Кроме того, мастера XIX века полагали, что, хорошо, подробнейшим образом изучив все особенности какого-либо стиля, в частности, рококо это были S- образные и С-образные завитки, прихотливый растительный орнамент, раковины, рокайли, маркетри, гнутые ножки и т.д. Но, тем не менее, и в неорококо были свои шедевры. На нашей выставке представлено несколько предметов, по манере изготовления очень близких к настоящему рококо. Например, бюро с вставками из французского севрского фарфора, столик для рукоделия, два книжных шкафа из Новомихайловского дворца в Петербурге, также украшенных фарфоровыми медальонами. Эти шкафы были изготовлены в парижской мастерской и привезены старшим сыном Великого князя Михаила Николаевича - хозяина Новомихайловского дворца - Георгием Михайловичем в Россию. Шкафы парные, совершенно одинаковые, они имеют волнообразный изгиб стенок, выполнены в технике фанеровки и украшены хорошего качества бронзой и очень популярными в XVIII и XIX вв. фарфоровыми медальонами, изготовленными в г. Севре. Севрская королевская мануфактура отличалась изготовлением посуды, декоративных ваз и вставок для мебели из фарфора с цветными фонами (палитра была самой богатой в Европе - разные оттенки голубого, розового, желтого, зеленого цветов), тонкой живописью в оставленных незакрашенными белых резервах, где могли изображаться цветы и птицы, какие-либо атрибуты, галантные и батальные сценки, и высоким искусством позолоченных картушей, которыми обрамлялись живописные резервы.
Посетив музей, зрители могут познакомиться с дворянским и дворцовым бытом второй половины XIX века, с различными техниками украшения предметов обстановки этой эпохи и просто получить эстетическое наслаждение от созерцания произведений искусства. (Л.А.Андреева)