В преддверии дня святого Валентина, который уже не первый год отмечают в России все влюбленные, пожалуй, единственный выставочный зал Москвы готовит к празднику тематическую выставку картин. В художественном салоне Московского Фонда Культуры в среду, 12 февраля, в 17 часов открывается выставка живописи известной московской художницы Марии Майковой с простым, но романтическим названием "Про любовь"...
Как в финале фильма Феллини "8 1/2" длится и длится причудливый парад-алле участников композиций Марии Майковой. Влюбленные пары, романтические юноши, кокетливые девушки, дети. Они встречаются друг с другом, мирно беседуют, вглядываются в окружающий их мир, соседствуют с фигурами фантастическими или пришедшими из других эпох. Силуэтная живопись художницы напоминает театр теней, где царствует величие постоянства и презрение к разрушительной работе времени.
Она развертывается в образах нескончаемого карнавала, где главную роль играют влюбленные. Пластические диалоги Марии Майковой напоминают поэтические образы бескровной корриды, извечную борьбу между мужчиной и женщиной, в которой всегда побеждает мягкая сила женственности.
Побежденный традиционно опускается на колено и склоняется перед победительницей, укрощенный и кроткий. Маски сменяются масками, масками обмениваются, словно художница разыгрывает нескончаемый и счастливый "Сон в летнюю ночь" Шескпира, где вечно возвращается детство и вечно возобновляется юность.
Мария Майкова никогда не бывает в своем искусстве в прямом смысле автобиографична, тем не менее, все ее творчество - это дневник, продолжающийся из года в год, изо дня в день. Это искусство рождено эпохой, когда все стронулось с привычных мест, ценности подверглись переоценке, сама материя раскрылась сознанию как поток энергии, непрерывная цепь метаморфоз и взаимопревращений. На место картины как замкнутого в себе "опуска" она утверждает серийность: вереницы, цепи, циклы изображений, меняющиеся как кадры старой хроники. В этих превращениях много юмора и игры, но это юмор и игра, заложенные в самой природе Искусства. В системе ценностей художницы - смешное и великое, наивное и мудрое, животное и человеческое не разделены пропастью и всегда способны поменяться местами или перейти одно в другое.
Многозначительно пристрастие Марии Майковой к асимметрическим построениям, знаменующим свободу и вольность души. Силой своей "поэтической иронии" она обнажает незавершенность нынешнего мира, мира с нарушенными пропорциями, нестабильного, в сущности, еще младенческого, еще "предысторического". Ее искусство всегда на пути к неведомому, оно неистощимо любопытно. Страсть художницы - допытываться, заново открывать каждый предмет, называть вещи в каждом предмете и явлении, открывать новые стороны. Для нее не существует чистой формы, отдельно от внутреннего переживания явлений мира. Обращаясь к языку "наива", она не склонна ставить чувство изящного в привилегированное положение и жертвовать ему всей полнотой переживания. Для нее искусство - нечто иное, чем традиционный мир красоты - это всегда освобождение и "показатель температуры", где акт творчества совершенно органичен и изливается легко и естественно, как дыхание.
Что бы ни делала Мария Майкова - живопись, рисунки, дизайн книги - она делает всё в полном согласии со своей натурой, подчиняясь своей интуиции и изменяясь согласно изменениям мира.