Персональная ретроспективная выставка вологодского фотохудожника Виктора Колесова представляет широкий диапазон его творчества: от самых ранних, первых фотографий снятых в 1980-е годы, когда молодой еще фотограф начал заниматься на профессиональной основе, и до последних работ, в которых уже видна рука мастера.
Фотохудожник работает во многих жанрах искусства фотографии. Это натюрморт и пейзаж, документальная и социальная фотография, современные новации и классические панорамы, но наиболее излюбленный жанр Колесова - портрет. Его модели - прекрасные светские дамы и юные задорные девы, маститые художники, фотографы, артисты, искусствоведы и обычные люди, родные и близкие.
В ранний период своего творчества Виктор Колесов работал в технике черно-белой фотографии. Они наиболее интересные, выполненные с подоплекой на социальное и психологическое, философское и личностное. Так, произведения из серии "Деревья" (1989 год) поражают наполненностью философского созерцания прекрасных творений мудрой природы. Массивные стволы и фактурная кора исполинов, раскидистые ветви кроны и кружевная хвоя выводят графичный сплетающийся декор четких линий и объемного пятна. Интересна социальная фотография, отображающая жизнь провинциальной Вологды в 1980-х годах. В таких работах видишь людей, живших той непонятной жизнью. Бегущие кросс спортсмены сливаются воедино, в одну массу вокруг центрового - милиционера, стоящего статично и непоколебимо ("…А он стоит", 1985 год). Здесь явственно проступает социальная сатира на мир человеческих измов. Присутствует она и в работе "Дедушкины помощники" (1985 год): прорубь на реке с полоскающими белье пожилыми женщинами, а рядом наблюдают за процессом молодые ребята. Возникает ассоциация с народной мудростью, что можно вечно смотреть на горящий огонь, текущую воду и работающего человека.
В этот период творчества у Колесова присутствуют сюжетные композиции и интересно то, что в них главную смысловую роль играют бегущие люди: тяжелые капли небесной воды падают на землю, создавая шум и тишину одновременно, спешат женщины и мужчины, слитые с миром и одновременно одинокие под импровизированными домиками-зонтами, они все стремятся в им только известное далеко. Все это придает фотоработам глубокий смысл отображения слияния человеческой жизни и мощи природных сил - шаг в шаг, мысль в мысль ("Под дождем", 1985 год; "Подружки", 1984 год).
Аллея. Скамейка, на которой отдыхают горожане от трудов праведных. И на этой скамейке, отгородились от ритма городской жизни две женщины - молодая и пожилая. Два поколения соединилось в одном месте, сосредоточились их мысли, ранее противоречивые, но ставшие гармоничными в позах и устремленности взглядов ("Раздумье", 1983 год).
Портреты, исполненные в 1980-х годах Виктором Колесовым добры и мягки по отношению к натуре. В них изображены родные и близкие люди фотохудожника. Такие же продуманные в чувствах и добрые в отношениях детские портреты. Фотохудожник как можно точно он подчеркивает детскую невинность, изобразив, например, детей на фоне огромного, грубого тракторного колеса или обращающихся к взрослым с предложением одарить радостью, веселостью и мудростью детства ("Колесовы", 1988 год; "Мороженного хочешь?", 1986 год; "Вовка". 1988 год). Хочется отметить то, что в начале своего творческого пути Виктора Колесова интересовала более всего социально-смысловая подоплека в изображаемом, тогда же был еще узок жанровый диапазон, но портрет, стал ведущим жанром в творчестве фотохудожника, определив кредо мастера.
С течением времени меняется и развивается в ином русле тематика в произведениях Виктора Колесова. Фотохудожник обращается к цветной фотографии (это связано с тем, что появляются фотолаборатории печати цветной фотографии). Расширяется жанровый диапазон фотографий.
С середины 1990-х годов Виктор Колесов переходит к рекламной фотографии. Им создаются пейзажные серии "По Земле Вологодской", где во всей северной красе предстает перед нами природа нашего края: пушистые снежные сугробы, укутавшие сосны, песчаные пляжи рек, туман лесных опушек и огни городков. К рекламной фотографии относятся студийные портреты, выполненные в классических принципах этого жанра: фон, свет и модель - все в правильной соотнесенности. Для портрета этого направления в фотографии и периода в творчестве фотохудожника очень характерна парсунность представления модели. Главное - персона, ее внешняя красота и атрибуты современности. В некоторые такие парсуны-фотографии Виктор Колесов вводит дополнительную декорацию, где фоном и подтверждением образа модели становится природа.
В портретах знаменитых горожан Вологды фотограф добивается через внешние, характерные атрибуты портретируемой личности точной передачи психологии изображаемого. Так, например, в портретах фотографа Бама А.Н. и художника Корбакова В.Н. Колесовым точно определены характеры двух виднейших личностей, внесших в культуру города новые веяния и традиции. Для Виктора Колесова самым интересным в творчестве является именно образ человека, поэтому так много портретов, разных в психологической трактовке и отображения внешнего. Сам автор говорит: "Мне все равно, старый это или молодой человек - все мои знакомые, от детей до стариков".
В последнее время фотохудожник работает в панораме, которые выполнены в традициях русского реалистического пейзажа, пейзажа лирического, воспевающего душу и поэтическую красоту природы северо-восточной России. В сериях 2000-х годов Виктор Колесов обращается к принципиально новой тематике. Это, прежде всего, передача обобщенного образа мира искусств: театра и музыки, а как дополнительный материал к созданию этого образа, выступают многочисленные портреты ведущих актеров, музыкантов, режиссеров и многих других.
Второй темой серийных произведений является природа. Она всегда привлекала поэтов, художников, фотографов и всегда будет вдохновлять людей на создание величественных ее образов. Виктор Колесов соединил два важнейших исторических события в мире человека, переосмыслив это через себя и передав через образы растительного и подводного царств. Прошлое и будущее, начало и конец, жизнь и смерть - "Эволюция" (1990 год) и "Конец света" (1990 год) - ключевая мысль двух серий фотохудожника. В раскрытии бутона цветка обозначается начало эволюционного пути человеческой цивилизации, мудрой и точной как символическое обозначение зеленого цвета. В пути от частного к общему, к взрыву психологически активного и напряженного трагического красного цвета в мире подводном, отображен закат человеческой жизни.
Подытоживая, хочется сказать, что Виктор Колесов разноплановый фотохудожник. В его творчестве есть традиции и новации, присутствует множество жанров и обилие цвета, отображен эволюционный путь от черно-белого глубокого до буйства цвета внешнего. Фотограф не останавливается на достигнутом. Следующий шаг, по словам автора, это переход к новым цифровым технологиям. Виктор Колесов - фотохудожник, работающий в классических традициях вологодской фотографии конца XX - начала XXI веков.
ВИКТОР КОЛЕСОВ. Родился в 1953 году в Вологодском районе. 1971 - 1978 годы - внештатный корреспондент газеты "На страже заполярья" (Североморск). С 1981 года профессионально занимается фотографией.Член фотоклуба "Северянин" и "Магистраль" (Вологда). С 2001 года член Союза фотохудожников России. Участник городских, областных, республиканских и международных выставок и фотофестивалей. Персональные выставки в Вологде. Живет и работает в Вологде. (Алиса Антонова, старший научный сотрудник ВОКГ)