4 февраля в Доме Курлина в Самаре открылась выставка одного экспоната. На ней представлен уникальный предмет - Камергерский ключ - подлинный экспонат XIX века.
Император Петр I ввел придворные чины, заимствовав их в Западной Европе, но как во время его царствования, так и в последующие десятилетия не нашлось времени придумать для придворных вельмож мундира, т.е. они ничем не отличались от смертных, придворным чином не осчастливленных.
Особого придворного мундира не существовало и во время последующих царствований. Лишь с началом правления Александра I мундир уже материализовался и оставил память о себе не только в документах, но и на портретах.
Хотя специального мундира или кафтана при Петре Великом не было, можно с уверенностью предположить, что главный символ должности одного из важнейших придворных чинов, а именно камергерский ключ, был ввезен в Россию самим Петром. Традиционный знак камергерского звания - ключ от "камеры", в которую он вхож, должен был появиться в Петербурге вместе с самой должностью. Какими были эти ключи - первые русские должностные знаки, неизвестно.
15 августа 1762 г. на престол взошла Екатерина II, первым делом начавшая наводить порядок в придворном хозяйстве. В частности, она определила обязанности камергеров и определила им чин генерал-майора, однако не настоящего, а как бы условного: получив генеральский мундир, камергер носил за императрицей шлейф и стоял у трона "пока Ея Величество изволят пить спросить" ("Полное собрание законов Российской империи"). За время царствования Екатерины II пожаловано было камергерами 103 человека. Каждый из них получил золотой ключ как знак исправления должности. Из числа камергеров лишь два человека за эти 33 года стали обер-камергерами - князь Александр Голицын и Иван Шувалов. Ключи - знаки камергерской должности у камергеров и обер-камергеров были различными:
Как при Екатерине, так и при Александре I камергерский ключ изготавливался из золота, и его стоимость определялась в 1802 г. в 500 рублей. В XVIII в. ключ крепился на золотом шнуре, в XIX в. - на голубой ленте, связанный бантом на левой стороне возле клапана.
В 1833 г. вдруг обнаружилось, что не существует вовсе образца камергерского ключа. Очевидно, при Александре I ключи изготавливались если не совсем произвольно, то исходя лишь из традиций. Вероятно, было высказано Высочайшее неудовольствие, потому что тут же началась работа над образцом камергерского ключа, каковой и был изготовлен и представлен на Высочайшее утверждение 18 октября 1833 г. С тех пор и до 1917 г. камергерский ключ сохранял установленную форму, изменялась лишь форма государственного герба, абрис золотого орла, являвшего собой ручку ключа, и инициалы правящего императора.