17 января в Санкт-Петербургском музее В.В.Набокова откроется выставка петербургского фотохудожника Елены Батыгиной. Тема выставки - преемственность традиций, проявившихся в любовно-бережном сохранении дверей старинных домов юга Франции, княжества Монако и севера Италии. Сорок работ представят эту тему с неожиданной и оригинальной стороны.
"… мигнул и щелкнул / черным веком / фотографический глазок. / Запечатлела эта пленка / Все, что могла она поймать: / Оцепеневшего ребенка, / Его сияющую мать, / И ведерцо, и две лопаты, / И в стороне песчаный скат. / И я, случайный соглядатай, / На заднем плане тоже снят". (В.Набоков, Снимок)
"Я родилась в семье потомственных ученых биологов, и это определило мой профессиональный выбор - биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета и защита диссертации стали логичными продолжением семейной традиции. Научно-исследовательская работа развила во мне природную наблюдательность, а трехлетнее посещение "Тишкинской" художественной школы - обостренное восприятие прекрасного, уважительный интерес к старым вещам, к ручной работе.
В детстве моя бабушка вместо сказок дарила мне истории из своей молодости, рассказывала о традициях ее семьи, и наших предках:: ее дед обладал красивым басом и пел в хоре Казанского собора; ее сестра была шеф-поваром во Французском посольстве и получила благодарность от де Голля. Сама бабушка читала на английском языке в подлиннике; знала этикет, прекрасно вышивала; ее муж, мой дедушка собирал столовый хрусталь и предметы сервировки. В семье был культ семейных обедов.
Все эти рассказы оказали решающее влияние на формирование моего духовного мира. Я предложила на телевидение цикл передач "Отечество и судьбы" - про династийные семьи, которые внесли свой вклад в развитие России, и уже второй год этот цикл успешно идет на канале "Культура".
В семь лет я получила от папы в подарок фотоаппарат - широкоформатный "Комсомолец". Прелесть этой модели была в том, что с ее больших негативов полноценные отпечатки можно было делать контактным способом в полевых условиях. Я почувствовала себя властелином мира.. Не выпуская фотоаппарат из своих рук, я снимала все: друзей, восход солнца, лунную дорожку, пожар на студенческой практике, старинные кованые вывески, объекты моих научных исследований…
Путешествуя по южной Франции и северной Италии (в этих местах часто бывал Владимир Набоков), я открыла для себя удивительное проявление преемственности традиций в любовно-бережном сохранении дверей старых домов. Сохранившие свою самобытность, двери смотрятся там драгоценными самородками.
Первый городок, в котором я сделала для себя это открытие, был Сен- Поль. Сфотографировав все двери в этом местечке, я не обнаружила двух одинаковых. Потом были другие городки северной Италии и южной Франции. С этого началась моя коллекция. Я стала фотографировать двери и в других странах. Мысли стали обретать форму.
На выставке в Санкт-Петербургском музее В.В.Набокова будут представлены наиболее интересные фотографии дверей, сделанные в моих путешествиях по северному Средиземноморью". Елена Батыгина