НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

К 95-летию Виктора Руйковича и Марка Маркова-Гринберга

c 10 декабря 2002 по 10 января 2003Москва
Юность
Встреча челюскинцев
Комитет по культуре Москвы, Музей "Московский дом фотографии" и Союз фотохудожников России имеют честь пригласить Вас на открытие персональных выставок Виктора Руйковича и Марка Маркова-Гринберга, празднующих свое 95-летие. Открытие состоится 10 декабря в 18:00 в выставочных залах музея Московский Дом фотографии.

Музей Московский Дом фотографии представляет персональные выставки классиков российского фоторепортажа - Виктора Руйковича и Марка Маркова-Гринберга. В этом году с разницей всего в десять дней им исполнилось 95 лет. Они начали фотографировать примерно в одно время, считают своим учителем Александра Родченко, оба с фотоаппаратом прошли всю войну. В то же время они абсолютно разные - по отношению к жизни и фотографии. Работая в одно и то же время, Виктор Руйкович и Марк Марков-Гринберг снимали разные эпохи и разных людей.

Виктор Руйкович родился в Москве 17 ноября 1907 года. В 8 лет впервые взял в руки фотоаппарат Kodak Braun. В 1917 году поступил в знаменитую Первую мужскую гимназию, доучиваться пришлось уже в советской школе - грянула Революция. В 1925 году Руйкович всерьез заинтересовался фотографией. Ему необыкновенно повезло: он познакомился с Александром Родченко, Дмитрием Дебабовым, Максимом Альпертом, Василием Живаго, Владимиром Шаховским, Анатолием Егоровым и Аркадием Шайхетом. У них он учился искусству светописи.

Затем Руйкович увлекся кино - это было время Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Пудовкина. В 1927 году устроился работать в Госвоенкино помощником кинооператора. В 1929 году со своим другом Юлием Фогельманом снимал фильм о жизни евреев на земле в Крыму и на Украине для американской организации Agro-Joint, в 1930 году работал кинооператором хроники в Новосибирске, а в 1931 году - в Таджикистане. Вернувшись в Москву, поступил на киностудию "Межрабпомфильм". К этому времени Руйкович уже не расставался с камерой "Leica", а в 1934 году решил полностью посвятить себя фотожурналистике, начав сотрудничать с "Рабочей Москвой", "Вечеркой", "Правдой", "Известиями", "Огоньком", "Moscow news", "Revue de Moscou", "Сменой". В 1934 году снимал 1-й съезд Стахановского движения в Москве. Летом 1936 года поехал на Кавказ делать альпинистскую газету "Школа мужества", увлекся альпинизмом и полюбил горы.

Репрессии конца 30-х годов миновали Руйковича, несмотря на то, что он общался с многими из тех, кого уничтожили. Может быть, спасло то, что в 1937-38 годах он со своим другом Георгием Липскеровым уехал снимать для ВДНХ Бурято-Монгольскую республику.

Война застала Виктора Авксентьевича в Латвии. Возвратившись в Москву, он был поставлен на учет в Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а в ноябре 1941 года получил назначение фотокорреспондентом в газету "За честь Родины" 20-ой армии, в числе других армий Западного фронта остановившей наступление немцев на Москву. За оборону столицы генерал Власов, командовавший 20-й Армией, получил от Сталина свой второй орден Ленина, а Руйкович был награжден медалью "За оборону Москвы". Уже потом выяснилось, что армейские особисты присматривались к Руйковичу: он и Власова знал, и происхождение у него неправильное (его дед был польским шляхтичем, участником восстания 1863 года), но, к счастью, обошлось. 20-я Армия была преобразована в 3-й Прибалтийский фронт, Власов получил новое назначение. Позже Руйкович был назначен фотокорреспондентом газеты "Вперед на врага" 1-го Прибалтийского фронта под командованием маршала Ивана Баграмяна, фронта, участвовавшего во взятии опоры немцев в Восточной Пруссии - Кениксберга.

С 1945 по 1949 год работал фотокорреспондентом "Огонька" в прибалтийских республиках. Был свидетелем массовых репрессий и депортаций. Не скрывал симпатий к "антисоветским элементам". В результате первый секретарь компартии Латвии Калберзинь написал письмо в ЦК КПСС, и в 1949 Руйковича отозвали в Москву. Сначала он попал в журнал "СССР на стройке", а с 1950 начал работать в органе ЦК КПСС "Советский Союз", с которым и сотрудничал (с некоторым перерывом), пока не исчез сам Советский Союз, а с ним и журнал.

Руйкович много путешествовал делал замечательные снимки. Но в 1958 случился страшный скандал. Его командировали в станицу Вешенскую на репортаж о Михаиле Шолохове. Руйкович снимал гения советской литературы на рыбалке, за столом, за разговорами с односельчанами, на пикнике, трезвого и похмельного. Репортаж был опубликован. И разразилась большая буча: Секретариат ЦК КПСС даже принял специальное постановление о том, что "великий писатель и гордость советского народа" был сфотографирован в недопустимой натуралистической манере, искажающей его облик. Но уладилось.

Грохнуло в 71-м. Руйковича командировали в Эстонию. Как принимают "на местах" журналиста центральной прессы, да еще органа ЦК КПСС? В Грузии - застолье, длинные тосты и песни. В Эстонии - застолье, тосты покороче и банька. После баньки Руйкович снял свой впоследствии знаменитый снимок "Три нимфы в озере". Эротической фотографией он никогда не занимался "кадр был уж очень красивый". А потом московский корреспондент издававшегося в ГДР журнала "Freie Welt" увидел его и опубликовал у себя. Как и "Советский Союз", "Freie Welt" был пропагандистским органом. Но, видно, в ГДР социалистический образ жизни позволял фотографирование обнаженных женщин.

Журнал попал в руки эстонских партийных начальников, они доложили в Москву. Из ЦК КПСС позвонили главному редактору "Советского Союза" Николаю Грибачеву и сказали: "Делай с Руйковичем что хочешь". Так он и поступил.

Виктора Руйковича, мастера советской фотографии, к этому времени уже персонального пенсионера, кавалера орденов Красной звезды и Великой Отечественной войны, с треском выгнали из "Советского Союза". Несмотря на то, что коллектив пытался его отстоять. Причем уволили Виктора Авксентьевича не по обвинению в порнографии, а за то, что произвел несанкционированную съемку. Впрочем, возможно, если бы он во "Freie Welt" напечатал не "Трех нимф в озере", а несанкционированный портрет какого-нибудь Героя социалистического труда, из "Советского Союза" его бы не выгнали.

У Руйковича случился инфаркт. На работу его никуда не брали. Помогли друзья - устроили фотокорреспондентом в тот же "Freie Welt", фотокором которого в Москве он и проработал четыре года. Скандал забылся, его снова приняли в "Советский Союз".

Марк Марков-Гринберг родился 7 ноября 1907 года в Ростове-на-Дону. В 1925 году начал работать фотокорреспондентом газеты "Советский Юг" и внештатным корреспондентом журнала "Огонек". В 1926 году переехал в Москву. Снимал для журнала "Смена", был приглашен на штатную работу в иностранный отдел Фотохроники ТАСС. Фотографировал строительство Днепрогэса, организацию первых колхозов, М.Горького, В.Маяковского, приезжавших в Советский Союз Ромена Роллана и Бернарда Шоу, шахтеров-новаторов Алексея Стаханова и Никиту Изотова, знаменитых летчиков - В.Чкалова, М.Громова, В.Гризодубову и П.Осипенко.

Фотографии, сделанные Марковым-Гринбергом в 20-30-е годы явились одним из самых ярких выразительных свидетельств романтического периода соцреализма, времени создания Большой Утопии, героизации образа трудящихся великой Страны Советов. При этом Марков-Гринберг всегда оставался мастером, обладающим безупречным, узнаваемым почерком, неподражаемым энергетическим драйвом.

В сентябре 1941-го Марк Марков-Гринберг ушел на фронт связистом. В июле 1943 года руководство политотдела армии, узнав, что Марков-Гринберг корреспондент ТАСС, направило его в армейскую газету "Слово бойца". Военные фотографии Маркова-Гринберга стали классикой мирового фоторепортажа.

После войны Марк Марков-Гринберг служил в звании капитана фотокорреспондентом в "Красноармейской иллюстрированной газете". Был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I-й степени, медалями.

Демобилизовался в 1953 году. Работал в фотоиздательстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С 1957 года до ухода на пенсию (1973 г) работал в журнале "Клуб и художественная самодеятельность". Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках. Работы Маркова-Гринберга выставлялись в Австралии, Франции, Англии, Италии, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.

Персональная выставка Марка Маркова-Гринберга, посвященная 90-летию со дня рождения, - Фотоцентр Союза журналистов России (Москва), ноябрь 1997 г. Персональная выставка в галерее "ФотоСоюз" (Москва) - февраль-март 2001 г. Персональная выставка в рамках ежегодного международного фестиваля фотожурналистики "Visa pour l'image", 31 августа - 15 сентября 2002 г, Перпиньян (Франция). Присуждена почетная награда фестиваля - медаль мэра г. Перпиньяна.

Почетный член Союза фотохудожников России.

www.museum.ru/N11158
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00, 637-11-55
сайт:www.mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.05.2019  x    ?  


500 лет Тульскому кремлю. Выставка в Государственном историческом музее

День Петра Великого в Коломенском

Презентация проекта «Мой Достоевский. Музей создается людьми»

«Тридцать три звука» на площади у Манежа, С.-Петербург

Работы М. Шагала и К. Малевича вновь на постоянной экспозиции Русского музея в корпусе Бенуа

Программа работы ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля "Интермузей-2019"

Российской национальной библиотеке - 224 года!

Юдзи Хирацука. Жизнь в эпоху Гэндай

Студия Grame. Звук вокруг

Бахрушинский музей привезет на "Интермузей" четырехметрового носорога

Валерий Пчелин и Игорь Михайленко. Священный лес

Андрей Топунов. Программируемая графика

В северной столице Коломенское покажет шедевры миниатюрной иконописи

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

"Магический хрусталь" в Государственном комплексе "Дворец конгрессов"

Праздничная программа Государственного исторического музея ко Дню защиты детей

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Выставка в Ярославском художественном музее

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

Путями Н.К. Рериха. Псковское ожерелье

Музеи Московского Кремля примут участие в Garage Art Book Fair

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Дивное дикое поле. Выставка в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения

«Дело мастера боится» - выставка работ сибирских мастеров художественной обработки дерева

Выставка «Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860-1910-х годов» из собрания Русского музея

Фотовыставка «Счастье, проходящее мимо» в Художественном музее Алтайского края

Выставка «Пастор и Книга» в Музее истории религии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru