Комитет по культуре Москвы, Музей "Московский дом фотографии" и Союз фотохудожников России имеют честь пригласить Вас на открытие персональных выставок Виктора Руйковича и Марка Маркова-Гринберга, празднующих свое 95-летие. Открытие состоится 10 декабря в 18:00 в выставочных залах музея Московский Дом фотографии.
Музей Московский Дом фотографии представляет персональные выставки классиков российского фоторепортажа - Виктора Руйковича и Марка Маркова-Гринберга. В этом году с разницей всего в десять дней им исполнилось 95 лет. Они начали фотографировать примерно в одно время, считают своим учителем Александра Родченко, оба с фотоаппаратом прошли всю войну. В то же время они абсолютно разные - по отношению к жизни и фотографии. Работая в одно и то же время, Виктор Руйкович и Марк Марков-Гринберг снимали разные эпохи и разных людей.
Виктор Руйкович родился в Москве 17 ноября 1907 года. В 8 лет впервые взял в руки фотоаппарат Kodak Braun. В 1917 году поступил в знаменитую Первую мужскую гимназию, доучиваться пришлось уже в советской школе - грянула Революция. В 1925 году Руйкович всерьез заинтересовался фотографией. Ему необыкновенно повезло: он познакомился с Александром Родченко, Дмитрием Дебабовым, Максимом Альпертом, Василием Живаго, Владимиром Шаховским, Анатолием Егоровым и Аркадием Шайхетом. У них он учился искусству светописи.
Затем Руйкович увлекся кино - это было время Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Пудовкина. В 1927 году устроился работать в Госвоенкино помощником кинооператора. В 1929 году со своим другом Юлием Фогельманом снимал фильм о жизни евреев на земле в Крыму и на Украине для американской организации Agro-Joint, в 1930 году работал кинооператором хроники в Новосибирске, а в 1931 году - в Таджикистане. Вернувшись в Москву, поступил на киностудию "Межрабпомфильм". К этому времени Руйкович уже не расставался с камерой "Leica", а в 1934 году решил полностью посвятить себя фотожурналистике, начав сотрудничать с "Рабочей Москвой", "Вечеркой", "Правдой", "Известиями", "Огоньком", "Moscow news", "Revue de Moscou", "Сменой". В 1934 году снимал 1-й съезд Стахановского движения в Москве. Летом 1936 года поехал на Кавказ делать альпинистскую газету "Школа мужества", увлекся альпинизмом и полюбил горы.
Репрессии конца 30-х годов миновали Руйковича, несмотря на то, что он общался с многими из тех, кого уничтожили. Может быть, спасло то, что в 1937-38 годах он со своим другом Георгием Липскеровым уехал снимать для ВДНХ Бурято-Монгольскую республику.
Война застала Виктора Авксентьевича в Латвии. Возвратившись в Москву, он был поставлен на учет в Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а в ноябре 1941 года получил назначение фотокорреспондентом в газету "За честь Родины" 20-ой армии, в числе других армий Западного фронта остановившей наступление немцев на Москву. За оборону столицы генерал Власов, командовавший 20-й Армией, получил от Сталина свой второй орден Ленина, а Руйкович был награжден медалью "За оборону Москвы". Уже потом выяснилось, что армейские особисты присматривались к Руйковичу: он и Власова знал, и происхождение у него неправильное (его дед был польским шляхтичем, участником восстания 1863 года), но, к счастью, обошлось. 20-я Армия была преобразована в 3-й Прибалтийский фронт, Власов получил новое назначение. Позже Руйкович был назначен фотокорреспондентом газеты "Вперед на врага" 1-го Прибалтийского фронта под командованием маршала Ивана Баграмяна, фронта, участвовавшего во взятии опоры немцев в Восточной Пруссии - Кениксберга.
С 1945 по 1949 год работал фотокорреспондентом "Огонька" в прибалтийских республиках. Был свидетелем массовых репрессий и депортаций. Не скрывал симпатий к "антисоветским элементам". В результате первый секретарь компартии Латвии Калберзинь написал письмо в ЦК КПСС, и в 1949 Руйковича отозвали в Москву. Сначала он попал в журнал "СССР на стройке", а с 1950 начал работать в органе ЦК КПСС "Советский Союз", с которым и сотрудничал (с некоторым перерывом), пока не исчез сам Советский Союз, а с ним и журнал.
Руйкович много путешествовал делал замечательные снимки. Но в 1958 случился страшный скандал. Его командировали в станицу Вешенскую на репортаж о Михаиле Шолохове. Руйкович снимал гения советской литературы на рыбалке, за столом, за разговорами с односельчанами, на пикнике, трезвого и похмельного. Репортаж был опубликован. И разразилась большая буча: Секретариат ЦК КПСС даже принял специальное постановление о том, что "великий писатель и гордость советского народа" был сфотографирован в недопустимой натуралистической манере, искажающей его облик. Но уладилось.
Грохнуло в 71-м. Руйковича командировали в Эстонию. Как принимают "на местах" журналиста центральной прессы, да еще органа ЦК КПСС? В Грузии - застолье, длинные тосты и песни. В Эстонии - застолье, тосты покороче и банька. После баньки Руйкович снял свой впоследствии знаменитый снимок "Три нимфы в озере". Эротической фотографией он никогда не занимался "кадр был уж очень красивый". А потом московский корреспондент издававшегося в ГДР журнала "Freie Welt" увидел его и опубликовал у себя. Как и "Советский Союз", "Freie Welt" был пропагандистским органом. Но, видно, в ГДР социалистический образ жизни позволял фотографирование обнаженных женщин.
Журнал попал в руки эстонских партийных начальников, они доложили в Москву. Из ЦК КПСС позвонили главному редактору "Советского Союза" Николаю Грибачеву и сказали: "Делай с Руйковичем что хочешь". Так он и поступил.
Виктора Руйковича, мастера советской фотографии, к этому времени уже персонального пенсионера, кавалера орденов Красной звезды и Великой Отечественной войны, с треском выгнали из "Советского Союза". Несмотря на то, что коллектив пытался его отстоять. Причем уволили Виктора Авксентьевича не по обвинению в порнографии, а за то, что произвел несанкционированную съемку. Впрочем, возможно, если бы он во "Freie Welt" напечатал не "Трех нимф в озере", а несанкционированный портрет какого-нибудь Героя социалистического труда, из "Советского Союза" его бы не выгнали.
У Руйковича случился инфаркт. На работу его никуда не брали. Помогли друзья - устроили фотокорреспондентом в тот же "Freie Welt", фотокором которого в Москве он и проработал четыре года. Скандал забылся, его снова приняли в "Советский Союз".
Марк Марков-Гринберг родился 7 ноября 1907 года в Ростове-на-Дону. В 1925 году начал работать фотокорреспондентом газеты "Советский Юг" и внештатным корреспондентом журнала "Огонек". В 1926 году переехал в Москву. Снимал для журнала "Смена", был приглашен на штатную работу в иностранный отдел Фотохроники ТАСС. Фотографировал строительство Днепрогэса, организацию первых колхозов, М.Горького, В.Маяковского, приезжавших в Советский Союз Ромена Роллана и Бернарда Шоу, шахтеров-новаторов Алексея Стаханова и Никиту Изотова, знаменитых летчиков - В.Чкалова, М.Громова, В.Гризодубову и П.Осипенко.
Фотографии, сделанные Марковым-Гринбергом в 20-30-е годы явились одним из самых ярких выразительных свидетельств романтического периода соцреализма, времени создания Большой Утопии, героизации образа трудящихся великой Страны Советов. При этом Марков-Гринберг всегда оставался мастером, обладающим безупречным, узнаваемым почерком, неподражаемым энергетическим драйвом.
В сентябре 1941-го Марк Марков-Гринберг ушел на фронт связистом. В июле 1943 года руководство политотдела армии, узнав, что Марков-Гринберг корреспондент ТАСС, направило его в армейскую газету "Слово бойца". Военные фотографии Маркова-Гринберга стали классикой мирового фоторепортажа.
После войны Марк Марков-Гринберг служил в звании капитана фотокорреспондентом в "Красноармейской иллюстрированной газете". Был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I-й степени, медалями.
Демобилизовался в 1953 году. Работал в фотоиздательстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С 1957 года до ухода на пенсию (1973 г) работал в журнале "Клуб и художественная самодеятельность". Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках. Работы Маркова-Гринберга выставлялись в Австралии, Франции, Англии, Италии, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.
Персональная выставка Марка Маркова-Гринберга, посвященная 90-летию со дня рождения, - Фотоцентр Союза журналистов России (Москва), ноябрь 1997 г. Персональная выставка в галерее "ФотоСоюз" (Москва) - февраль-март 2001 г. Персональная выставка в рамках ежегодного международного фестиваля фотожурналистики "Visa pour l'image", 31 августа - 15 сентября 2002 г, Перпиньян (Франция). Присуждена почетная награда фестиваля - медаль мэра г. Перпиньяна.
Почетный член Союза фотохудожников России.