Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО и Министерства культуры РФ проводят в Инженерном доме Петропавловской крепости выставку "Раскрашенная фотография в России. 1850 - 1950 гг.".
Выставка знакомит с собранием московского коллекционера Михаила Голосовского. Это крупнейшая в стране частная коллекция фотографии. Экспозиция охватывает 100 лет из истории русской раскрашенной фотографии. Представлены портреты, пейзажи, натюрморты, этнографическое фото. Работы выполнены в сложных техниках печати и раскраски. Выставка включает 50 произведений как известных, так и забытых ныне авторов.
Многие любители фотографии в России предпочитают черно-белое. Оно отстраненнее и философичнее. Однако цвет в фотографию, от рождения монохромную, стал проникать с первых лет ее существования. Фотографии расписывали, подкрашивали, расцвечивали, по ней живописали еще в 1840-х гг. за пятьдесят лет до появления первых собственно фотографических способов получения цветного изображения.
Цвет позволял фотографии стать похожей на живопись маслом или акварель и войти в гостиные богатых заказчиков наравне с произведениями других видов искусства. Позднее цвет в фотографии выполнял разные роли: он придавал фотографии изящество миниатюры, оживлял и молодил лица как всякая ретушь, усиливал правдоподобие иллюзии реальной жизни на карточке . Раскраска стала одной из тех тропинок, которые привели к современным технологиям создания виртуальной реальности.
Раскрашивали фотографию мастера разного полета. Среди живописцев по фотографии были великие художники Крамской и Шишкин, равно как и неизвестные студийные ретушеры. Между этими полюсами находились знаменитые фотографы-живописцы, сама реклама которых возвещала о возможности создания настоящих живописных портретов по фото-графиям. Их студии в обеих столицах Петербурге и Москве, находились по центральным проспектам и улицам, на Невском и Тверской.
В зависимости от заказчика стиль раскрашенных фотографий менялся: от благородных изысканных акварелей по заказам дворянских семей (среди которых были Романовы, Толстые, Тютчевы) до ярмарочных для солдат и посетителей увеселительных заведений. Именно такими фотографиями в начале ХХ в. восхищались художники русского авангарда, видя в них, так же как и в вывесках, ковриках и т.п. истинное проявление городского народного искусства.
В конце XIX начале XX вв. раскрашенная фотография привлекла внимание фотографов пикториалистов. Ей отдавали должное такие мастера как Алексей Мазурин, Николай Андреев. Раскраска стала для них одним из способов создания уникальных синтетических произведений, соединяющих фотографию и живопись, наблюдение натуры и память души, запечатленную красками рукотворно.
История раскрашенной фотографии продолжалась и в последующие годы: раскраску использовали для создания парадных портретов актеров, героев, вождей.
Открытие выставки состоится 5 декабря, 16.00 в Инженерном доме Петропавловской крепости. Выставка будет работать до 5 марта.