В конце ноября 2002 года в залах Воскресенского собора Вологодской областной картинной галереи начала свою работу памятная фотовыставка двух фотохудожников Вологды Сергея Донина и Сергея Попеляева. Эта выставка представит творчество мастеров вологодской фотографии и отразит судьбу двух художников, работавших в одно время, в одном городе, ставших друзьями и одновременно ушедших из жизни. Для Сергея Попеляева это будет вторая персональная выставка, но, к сожалению, уже посмертная. Его произведения не так широко знакомы вологодскому зрителю, как работы Сергея Донина, хотя Сергей Попеляев также является фотографом российского масштаба.
Выставка познакомит зрителя с еще одним пластом в изобразительном искусстве и культурной жизни Вологды - фотографией, а также ставит завершающую точку в развитии фотоискусства Вологодской области XX века.
Фотохудожник Сергей Попеляев.
У каждого человека есть поэт или писатель, чьи стихи или проза созвучны душе. Фотохудожнику Сергею Попеляеву были близки Высоцкий, Окуджава, Визбор… Их песни он пел, их стихами наполнял работы. "Венчает небо птица" - читаешь в записях фотографа, посвященных задумкам, идеям, своим произведениям.
Работы Сергея интересны и удивительны фиксацией мгновения в них, а каждое мгновение есть "кадр" жизни, судьбы автора. Но прежде чем произойдет "рождение" снимка-кадра, он созревает в голове мастера из когда-то увиденного, неоднократно обдуманного. Произведения Сергея Попеляева просты и вместе с тем сложны по своему композиционному решению. Они техничны, выполненные с вымеренной точностью, но в то же время полны жизни, тепла и вибрации живого дыхания. Жанровый же диапазон работ художника широк. Он обращался к натюрморту, портрету, коллажу и пейзажу. Последний наиболее личностен, интимен в его творчестве. В пейзажах фотограф воспевал землю и воду, травы и деревья, дикую природу и творения рук человеческих. Но больше всех тянуло Сергея куда-то вдаль, к высокому дереву на бескрайнем поле - символу одиночества. Это дерево - сосна, реально существующая, растущая в 25 км от Вологды по Кирилловскому тракту. К этой сосне неоднократно приезжал Сергей Попеляев со своими друзьями и коллегами по творчеству Сергеем Дониным и Виталием Нагаевым. Наверно в каждом фотохудожнике есть струнка души настроенная на печальный минор и она тянет и зовет к образу одиночества - дереву. Да и сама работа художника, мастера или автора произведений далеко не коллективна, а глубоко лична. Поэтому фотопейзаж можно рассматривать как образ судьбы их автора, ставшего путником, созерцающим мир на дороге своей жизни.
Сергей Попеляев всю свою жизнь занимался черно-белой фотографией, доводя ее до совершенства. Он внимательно продумывал и фиксировал каждый шаг в подготовке фотопроизведения: выбирал освещение, ракурс, место съемки и время суток. Он анализировал каждый миг химического процесса по созданию фотографии, "колдуя" над ним как алхимик над реактивами. И все осталось в письменных знаках его блокнотов и в художественных образах его работ.
Главными персонажами снимков Сергея Попеляева становились не только объекты, принадлежащие миру живой и неживой природы, но и люди - близкие и родные, художники и деятели культуры, искусства, с которыми сводила Сергея дорога жизни. Он любил портрет и с теплом, с трепетом относился к окружающим, был выше мелочных ссор, сглаживал разногласия и очень дипломатично решал сложные вопросы перипетий человеческих отношений.
Обращался фотограф и к натюрморту. В этом жанре он отказывался от сложных философских обобщений пейзажа, тонких психологических движений портрета. Здесь его интересовал только предмет - неживой, совершенный в своей геометрической форме, простой или сложный по структуре, его связь с окружающим через тени и рефлексы, прозрачность и матовость, ритмическая и конструктивная связь объемов. И в итоге мир вещей натюрмортов обретал право на "живую" жизнь "неживого".
Так, через конкретный и вымышленный, философский и поэтический, природный и физический мир шел Сергей Попеляев своей дорогой путника, имея начало и конец пути, и что важно для нас, почитающих этого человека и идущих своими дорогами - путь Сергея пройден не зря, как и путь его друга Сергея Донина.
Сергей Попеляев - фотохудожник. Он прекрасно разбирался в ЭВМ, писал компьютерные программы, но также в его архиве была обнаружена статья, написанная о коллеге и друге Сергее Донине. Статья прекрасно отражает творчество вологодского мастера классической художественной фотографии Донина.
Фотохудожник Сергей Донин.
"Начало его серьезной творческой деятельности относится к середине 70-х, когда он становится профессиональным фотографом реставрационных мастерских. В этом коллективе собрались многие одаренные люди - живописцы, каменщики, резчики по дереву, и это создавало особый духовный климат. Фотографу приходилось много ездить по объектам реставрации в области. Эти поездки в глубинку, общение с реставраторами, людьми, искренне влюбленными в свое дело и свой край, формировали мироощущение молодого фотохудожника. Разрушенные храмы, погибающие северные реки, леса, исчезающие на глазах деревни с их неповторимым укладом будоражили душу, вызывали боль, тревогу и одновременно благоговейную любовь к Вологодчине.
В это время духовное становление фотомастера сочетается с активным освоением им технических навыков графики, изогелии, соляризации. В объектив его камеры попадает буквально все: сценки из деревенской жизни, портреты, спортивные сюжеты, натюрморт и, конечно, пейзаж.
Северный край - его любовь, его поэзия. Лучшие пейзажи С.Донина созданы в нашем северном, холодном, неустроенном крае. Именно в этих работах, выполненных, как правило, в темной тональности, фотограф достигает наибольшей художественной выразительности. Пейзажи иных мест утонченно изящны, безукоризненны по исполнению, но все же, на мой взгляд, бесстрастны и холодны.
В последние годы С.Донин стремится разрушить свой устоявшийся имидж пейзажиста. Много и с успехом занимается фотоактом, старается найти в этом жанре новые пути. Его поздние работы, выполненные в цвете, в черно-белом варианте, более эротичны и откровенны. Обобщенность уступает место детализации, максимальной резкости и четкости изображения.
Работая над пейзажем, фотохудожник также уходит от традиционной формы - изображения больших открытых пространств. С помощью фотографии он пристально изучает каждый предмет, часто путем раскадровки общего плана, последовательно показывая в серии его отдельные части крупным планом. Художник пытается выявить сохранившиеся связи предмета с его прошедшей жизнью, вызвать определенные ассоциации у зрителя, которые может быть, всколыхнут и воспоминания о давно ушедшем времени…" Сергей Попеляев, фотохудожник.
Пока мы помним Сергея Донина и Сергея Попеляева, они будут жить, жить в сердцах и душах. (Антонова Алиса, ст. н. сотрудник ВОКГ)