http://www.museum.ru/C4347
.
 ? 
        Список всех предметов музея   |   Подробнее о музее (проезд, афиша, сайты, изображения)
Столик со столешницей из флорентийской мозаики

Тип:
    мебель

Датировка:
    Середина XIX в.

Техника:
    дерево, бронза, мозаика

Описание:
    Столешница относится к распространенному в этот период типу круглой доски - тондо. Красота столешницы подчеркнута затейливым подстольем и ножкой из золоченой бронзы, в котором воплотилось декоративное богатство стиля необарокко.
Каменная мозаика (pietra dura) применялась еще в итальянской мебели эпохи барокко - ею украшались столешницы и лицевые поверхности комодов, шкафов. В эпоху историзма, в декоративном стиле "необарокко" вернулась и мода на этот оригинальный вид декоративно-прикладного искусства. Итальянская декоративная мозаика распространилась в Европе. В многочисленных мастерских Флоренции культивировалось искусство создания изображений из пластинок цветного камня различных пород, преимущественно твердых. В этом виде мозаики отразилось древнее искусство создания мраморных полов. Флорентийские мастера славились прежде всего красочными декоративными столешницами-тондо, в которых отразились и барокко, и рококо, и натурализм в трактовке форм природы. Тонкие пластины вырезались по контурам изображения и плотно пригонялись друг к другу. Декор как правило располагался в центре и по борту столешницы, оставляя значительное пространство для фонов черного мрамора, дающего дополнительный декоративный эффект. Мастера стремились воплотить с помощью камня различных пород тончайшие красочные нюансы композиции. Кроме цветных мраморов использовались лазурит, малахит, бирюза, оникс, кахолонг, сердолик, яшма. Наряду со столешницами флорентийцы изготовляли недорогие сувениры - каменные "картины" в рамках с изображением пейзажей и архитектуры, птиц и цветов, небольшие плакетки-вставки в мебель, шкатулки. Понятие "флорентийская мозаика" со временем стало обозначать уже не место изготовления, а выразительный и оригинальный способ работы с камнем. Это искусство процветало в середине XIX века и в русском прикладном искусстве. Русские столешницы переняли характерный для этой техники глубокий черный фон, яркие пышные цветочные формы, иллюзионистическую точность в воспроизведении натурных мотивов. Флорентийские мозаики исполнялись на Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабриках. На Петергофской фабрике над созданием этих произведений работал мастер И.В.Соколов. В 1847 году он был командирован во Флоренцию, где изучал мозаичную технику и художественное наследие этого вида искусства. Его работы, в том числе знаменитый стол с синими вьюнками на черном фоне, были представлены на Всемирной Лондонской выставке 1851 года. (Подстолье в виде мальчика с пальмовой ветвью, по краю стола бронзовый борт из связок плодов)

Организация:
    Всероссийский музей декоративного искусства




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru