Вернуться РУССКИЕ БИОГРАФИИ
Дмитрий Сергеевич Дохтуров
(1756 – 1816)
Генерал от инфантерии


Художник Д.Доу. 1820-е гг.

Отличительные черты Дохтурова, одного из самых старших по возрасту участников Отечественной войны, – мужество, выдержка и самообладание в наиболее трудные минуты жизни, наряду с большой скромностью и высоко развитым чувством долга. Небольшого роста, тучный, слабого здоровья, он, но словам современника, «в слабом и малом теле имел душу, недоступную слабостям».

В русско-шведскую войну 1788-1790 годов Дохтуров в чине капитана участвовал в боевых действиях галерного флота и был дважды ранен в сражениях при Роченсальме и Выборге.

В кампанию 1805 года Дохтуров, уже немолодой генерал-лейтенант, впервые проявил свои качества полководца в сражениях под Кремсом и Аустерлицем. Когда Кутузов в начале кампании, узнав о капитуляции под Ульмом союзной австрийской армии, начал отходить по правому берегу Дуная, Наполеон, преследуя его с главными своими силами, в то же время перебросил на левый берег корпус Мортье, чтобы воспрепятствовать переправе русской армии через реку. Однако Кутузов, опередив врага, перешел в Кремсе на левый берег, уничтожил за собою мост и нанес удар по Мортье, дивизии которого растянулись на марше. Навстречу французам двинулся отряд Милорадовича, завязавший бой с передовыми частями противника. Второй отряд, под командованием Дохтурова, был направлен в обход Мортье по склонам Богемских гор. В тяжелых условиях, бросив на марше артиллерию, Дохтуров обошел передовую дивизию Мортье и вечером 30 октября, спустившись с гор, ударил на нее с тыла. В результате упорного боя французы были разгромлены и поспешно отступили, потеряв тысячу пятьсот пленных, пять орудий и полковое знамя. За сражение под Кремсом Дохтуров получил первый боевой орден – Георгия 3-й степени.

Самообладание и мужество Дохтурова сыграли исключительную роль в несчастном для русско-австрийской армии сражении 20 ноября 1805 года под Аустерлицем. Дохтуров командовал здесь колонной, наступавшей на крайнем левом фланге союзной армии. Когда неудача этого наступления и полная победа Наполеона стали уже для всех очевидными и союзные войска в беспорядке отступали, колонну Дохтурова сочли погибшей, а его самого или павшим в бою, или в плену у французов. Однако, собрав остатки своей и соседних колонн, Дохтуров вырвался из окружения и на следующий день присоединился к русской армии. Кутузов, препровождая ему боевую награду за этот подвиг, писал: «Я твердо в душе моей убежден, что ею облекается один из отличнейших генералов, особенно заслуживший любовь и уважение всей армии». В кампанию 1806-1807 годов, в сражениях под Голыминым, Прейсиш-Эйлау и Фридландом, Дохтуров упрочил свою высокую боевую репутацию.

Имя Дохтурова связано со всеми главнейшими событиями 1812 года. Не раз на него возлагались задания, от удачного выполнения которых в большой степени зависел успех сражения или задуманной командованием операции. В начале войны он со своим 6-м пехотным корпусом стоял в районе Лиды, на левом фланге армии Барклая де Толли. Будучи почти отрезан от главных сил 1-й армии стремительным продвижением войск противника, Дохтуров сумел «проскочить» со своим корпусом между французскими частями, делая, несмотря на сильную жару, по пятьдесят километров в сутки. На семнадцатый день кампании, 29 июня, он примкнул у Дриссы к армии Барклая.

5 августа, сменив под стенами Смоленска корпус Раевского, Дохтуров весь день отстаивал город от вражеской армии. Отбив все атаки противника и нанеся ему большие потери, он только ночью оставил пылавший, превращенный в развалины город и присоединился к главным русским силам, уходившим на восток. Незадолго до сражения за Смоленск Дохтуров заболел горячкой, изнуренный тяжелым пятисоткилометровым походом, и к началу боя еще не оправился от болезни. Однако, получив запрос Барклая де Толли, может ли он возглавить оборону Смоленска, Дохтуров немедленно ответил согласием и вступил в командование своим корпусом. «Смоленск вылечил меня», – шутил он после боя с друзьями и подчиненными.

В Бородинском бою Дохтуров, по приказу Кутузова, заменил смертельно раненного Багратиона на посту командующего 2-й армией. Приняв командование от временно руководившего левым флангом русских позиций Коновницына, Дохтуров умело организовал оборону, своим спокойствием и мужеством вселяя во всех уверенность в успехе. Когда к вечеру французы прекратили, наконец, свои атаки и отошли на исходные позиции, Кутузов встретил Дохтурова словами: «Позволь мне обнять тебя, мой герой. Чем можно наградить тебя!».

Особенно велика роль Дохтурова в сражении 12 октября под Малоярославцем. Узнав 9 октября, что французские части обнаружены на Новой Калужской дороге, у села Фоминского, Кутузов направил туда корпус Дохтурова, а сам остался со всей армией на Старой Калужской дороге, у Тарутина. Вечером 10 октября Дохтуров узнал от Сеславина, что вся наполеоновская армия движется по Новой Калужской дороге на Малоярославец, миновала Фоминское и достигла Боровска. Известив об этом Кутузова, Дохтуров по приказу главнокомандующего двинулся к Малоярославцу и подошел к нему утром 12 октября, когда город был уже занят передовыми французскими частями. С ходу русские егеря выбили врага из города, однако противник ввел в бой целую дивизию и в свою очередь вытеснил егерей. Дохтуров возобновил атаки, бросив новые полки. Но и противник накапливал свои силы. Ожесточение боя быстро нарастало, и в течение дня загоревшийся от артиллерийского огня город восемь раз переходил из рук в руки.

С севера к Малоярославцу подошла вся наполеоновская армия, с востока к нему спешили войска Кутузова. В третьем часу дня корпус Раевского поддержал уже изнемогавшие в неравном бою части Дохтурова. К ночи Наполеон прекратил атаки и вывел войска из сгоревшего города. Отвел свои войска и Кутузов; он занял позиции в двух километрах к югу от Малоярославца, готовый к генеральному сражению.

Убедившись, что перед ним вся русская армия, Наполеон приказал на следующий день начать отступление и вынужден был уходить из России не через Калугу, а по разоренной Старой Смоленской дороге.

За сражение под Малоярославцем Дохтуров был награжден орденом Георгия 2-й степени.

«Смело можно сказать, что судьба второй половины Двенадцатого года была решена беспримерным подвигом Дохтурова в дни 12 и 13 октября под Малоярославцем» – так охарактеризовал деятельность Дохтурова один из историков Отечественной войны. Во время кампании 1813 года Дохтуров участвовал в сражении под Дрезденом и в четырехдневной Битве пародов под Лейпцигом, а затем, вплоть до взятия русскими Парижа, находился в войсках, блокировавших Гамбург.

По возвращении русских войск из-за границы Дохтуров вышел в отставку и поселился в Москве, где и прожил последние месяцы жизни. За долгую боевую службу он был четыре раза ранен и контужен. Сказалось на его здоровье и утомление от тяжелых походов 1812 и 1813 годов.


* Текст биографии взят из 3-го издания альбома «Военная галерея Зимнего дворца» (Ленинград: «Искусство», 1981 г.)
1999, Проект «1812 год». Подготовлено к публикации Поляковым О.