Интернет-проект «1812 год»

Вернуться

Икону срисовали с Наполеона

Георгий Победоносец (справа) и император Наполеон: как говорится, найдите десять отличий.
Георгий Победоносец (справа) и император Наполеон:
как говорится, найдите десять отличий.
 

Удивительную икону обнаружили «Известия» в одной из церковных лавок Барнаула: изображенный на ней святой великомученик Георгий Победоносец до боли напоминал совсем другой персонаж - императора Наполеона.

Вздыбленная лошадь, посадка всадника, лосины на ногах, развевающийся плащ, якобинские сапоги (с коричневым верхом голенищ) и дикий лошадиный глаз на иконе - это все с полотна Жак-Луи Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар». Неизвестный мастер скопировал также поводья, подпругу, завитки хвоста и гривы, складки разметанного ветром плаща... Проще перечислить, что он внес в картину своего: изменил лицо героя, вместо треуголки нарисовал нимб и вставил в руки копье.

Сюжет иконы «Чудо святого Георгия о змие» канонический, с целым рядом четко заданных требований: всадник в красном плаще и золотом доспехе на белом коне, который не дыбится, а едет, причем не вправо, а всегда влево. Кроме того, в правом углу обычно виден Христос, благословляющий Победоносца, или Его рука, чего на купленной корреспондентом «Известий» за 45 рублей иконе нет. Из всех канонов соблюден один - Георгий колет змия точно в горло. Но если это Наполеон, то кто же тогда, извините, змий?

Картину «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» заказал Жак-Луи Давиду испанский король Карл IV через испанского посланника в Париже. Она была тоже своего рода каноном: Давид потом выполнил еще три копии уже по указанию самого Бонапарта (москвичи и гости столицы могли видеть одно из этих полотен в конце 2010 года на выставке «Наполеон и Лувр», в числе информационных спонсоров которой были, кстати, «Известия»).

Прецедент ли это, если светская картина (да еще какая!) стала основой иконы (да еще какой!)? Известный богослов протодиакон Андрей Кураев, к которому «Известия» обратились за комментарием, явно был ошарашен.

- Такое было. Правда, давно. Вот Фаюмские портреты легли в основу Синайского Спаса, - ответил слегка растерянный Кураев.

Фаюмские портреты (египетские изображения покойников на могилах) относятся к I-III векам нашей эры, а Синайский Спас (икона Христа Пантократора из Синайского монастыря) - к VI веку. То есть почти полторы тысячи лет никто не отваживался это повторить. Да еще с таким вот вывертом. Справедливости ради отметим: еще в 2006 году историк и писатель Евгений Понасенков заметил икону Георгия-Бонапарта (или Бонапарта-Победоносца?) в Москве и по этому поводу написал статью. Но, выходит, даже после этого торговля иконами не прекращена. Только теперь торгуют ими не в Москве, а в провинции: вдруг да не разберут бабки сибирские, кому поклоны бьют!

Есть у истории с иконой еще одна загогулина: икона была куплена в Никольской церкви, построенной в 1906 году на том самом месте, где в 1808 году был отслужен молебен в честь квартировавшего в Барнауле Томского мушкетерского полка, отправлявшегося вместе с другими сибирскими полками на войну с Наполеоном. Вот они и встретились накануне 200-летия войны 1812 года...

Сергей Тепляков.

Источник информации: газета «Известия».