Вернуться

Панфилов В.В., студент IV курса
Сургут, СурГУ

 

К вопросу о выводе регулярных частей из Сибири в 1808 и 1810 гг.

Проблема участия сибиряков в Отечественной войне 1812 г. все больше привлекает внимание отечественных историков. В период между действиями антифранцузских коалиций 1805-1807 гг. и войной 1812 гг. на территории Сибири происходило комплектование сибирских регулярных частей российской армии.

В историографии проблема укомплектования и вывода регулярных войск из Зауралья представлена поверхностно. Первые исследователи Отечественной войны А.И. Михайловский-Данилевский и М. Богданович только упоминали о сибирских полках. Первой работой, где наиболее полно освещалась данная тема, стала монография В.К. Андриевича [1]. Но труд данного автора основывается только на законодательных источниках из «Полного Собрания Законов Российской империи». В последующий период появилось ряд исследований об участии сибиряков в войне 1812 г. Среди этих работ выделяется монография В.И. Стрельского, в которой основной упор делался на общественном настроении населения Сибири в начале Отечественной войны 1812 г. Однако данный исследователь в своей работе не указал точную дату и состав отряда сибирских полков, выведенных первыми из Сибири [2]. В свою очередь, А.Ф. Палашенков указывал, что Сибирский и Иркутский драгунские полки были выведены из Сибири в 1811 г. [3] Однако в донесении от 18 июля 1808 г. военному министру А.А. Аракчееву сибирский генерал-губернатор И.Б. Пестель писал, что получил указ императора «о выводе из Сибири двух драгунских, двух мушкатерских и 1 егерьскаго полков» [4]. Это подтверждает М. Кочергин, составивший биографию генерал-майора А.А. Скалона [5]. В историографии Отечественной войны 1812 г., на мой взгляд, существуют стандартные, но не всегда обоснованные выводы. Например, В.Г. Карцов считал, что эти военные подразделения выводились из Сибири для борьбы с Наполеоном [6]. Но в 1808 г. в России не велось даже планомерной подготовки к отражению агрессии французов, а первые полки из Сибири формально были выдвинуты для войны с Австрией, которую Франция, бывшая союзницей России, начала в 1809 г. По данным М.А. Дмитриева Томский мушкетерский полк был выведен из Сибири 14 августа 1808 г. к границам Галиции [7]. Поскольку до сих пор остаются белые пятна в вопросе о выводе сибирских полков из Сибири, то выявление новых документов поможет разрешить данную проблему.

Большую проблему создает разная трактовка понятия «сибирские полки». Так, сибирскими полками называются воинские части Сибири, а также формально относившиеся к ним по наименованию, которые принимали участие в военных конфликтах XVIII – начала XX вв. В целом сибирские полки можно разделить на две группы. Первую группу составляли военные части, сформированные в конце XVIII в. исключительно из жителей Зауралья: Томский, Селенгинский и Ширванский мушкетерские, Сибирский и Иркутский драгунские, 18-й и 19-й егерские полки. Во вторую группу входили сформированные в европейской России в начале XVIII в. полки, и являвшиеся сибирскими только по названию: Тобольский пехотный и Сибирский гренадерский полки (здесь сибиряки не составляли даже 1/5 состава полка). Эти особенности классификации сибирских полков не учитываются многими исследователями.

Также необходимо обратить внимание, что структура российских сухопутных войск в России по военной реформе 1806 г. изменилась. Например, пехотный корпус включал 2 пехотные дивизии, каждая из которых (в общем 10500 чел.) состояла из 3-х бригад, бригада имела в своем распоряжении по 2 пехотных полка, а полк включал 3 батальона: 2 линейных и 1 резервный [8]. Дивизия состояла из 6 полков, а также нередко имела в своем составе пехотную (или гренадерскую), артиллерийскую и егерскую бригаду. В пехотном полку (до 1811 г. все пехотные полки назывались мушкетерскими) находилось 3 батальона: 1-й и 3-й – действующие, а 2-й – запасной. Пехотный батальон делился на 4 роты (одна гренадерская и три фузилерные), которые включали взводы. В свою очередь гренадерская рота включала гренадерские и стрелковые взводы [9]. В составе пехотного батальона было 20 офицеров, 40 унтер-офицеров и 660 рядовых. Таким образом, штатная численность полка была в количестве 1440 человек [10]. Полки тяжелой кавалерии (драгуны и кирасиры) состояли из 5 эскадронов, один из которых был запасным. В каждом эскадроне было 8 офицеров, 13 унтер-офицеров и 148 рядовых [11]. Следовательно, в одном таком кавалерийском полку было 845 человек.

Регулярные войска, располагавшиеся в Западной Сибири, занимали важное стратегическое значение и дислоцировались преимущественно городах на юге Томской и Тобольской губерний. Они, таким образом, прикрывали по этой линии горно-промышленные округа Зауралья. Регулярными полками, входившими в состав Сибирской инспекции, были: кавалерия в составе Сибирского и Иркутского драгунских полков в 10 крепостях, форпостах и шанцах; пехота – Томский, Ширванский и Селенгинский пехотные полки в 25 городах, селах, форпостах, крепостях, деревнях, редутах и шанцах; 18-й и 19-й егерские полки в 17 крепостях, форпостах, редутах и шанцах. Необходимо уточнить, что военные инспекции, созданные Петром Великим, являлись органами военного управления и осуществляли функции руководства службой и контроля состояния и обучения войск и ведения войскового хозяйства. 29 марта 1801 г. Александр I в своем указе распределил все войска Российской империи по 14 инспекциям. Сибирские полки были распределены по трем инспекциям: Тобольский мушкетерский полк оказался в составе Лифляндской инспекции (в Прибалтике), Сибирский гренадерский полк – в Днестровской (с 21 июня 1805 г. Крымской) инспекции. В Сибири, в этот период, в составе Сибирской инспекции размещались: Селенгинский, Томский, Ширванский мушкетерские полки, Иркутский и Сибирский драгунские, 18-й и 19-й егерские полки [12]. На 1806 г. в Тобольске также располагался 23-й егерский полк, который 14 июня 1806 г. указом императора Александра I был выведен из Сибири в Москву и вошел в состав недавно сформированной 14-й дивизии [13]. Затем указом от 16 августа 1806 г. было сформировано 23 полка из частей, располагавшихся в Сибири (Сибирского и Иркутского драгунских, Ширванского, Томского и Селенгинского мушкетерских полков). При этом 5-й эскадрон Сибирского драгунского полка был отправлен в г. Старошешминск, где был включен в состав Оренбургского драгунского полка [14]. Все эти передислокации войск из Сибири в Европейскую Россию показывают приготовления российского военного ведомства к новой войне с Наполеоном (в 1806 г. после недолгого перемирия возобновились военные действия между русскими и французскими войсками).

После перемирия 1807 г. между Францией и Россией изменения по отношению к сибирским полкам продолжились, но уже преследовали собой организационные цели. Так, 5 февраля 1808 г. указом императора Сибирская инспекция была переименована в 24-ю пехотную дивизию, командиром которой был назначен генерал-лейтенант Г.И. Глазенап. В указе Александр I предписывал ему «учинить надлежащия распоряжения, и избрать бригадных начальников, коим поручить в командование войска, оную дивизию составляющия» [15].

24 июня 1808 г. сибирский генерал-губернатор И.Б. Пестель получает отношение военного министра А.А. Аракчеева, в котором содержалось повеление императора Александра I о выводе из Сибири пяти регулярных полков «до границы Пермской губернии по занятии тех пунктов линии, с коих выводятся теперь полки» [16]. В ордере провиантскому коммисионеру Симанову от 4 августа 1808 г. Пестель о сроках вывода полков к Казани в августе 1808 г.:

  • Сибирский драгунский полк из крепости Св. Петра начинает движение 12 августа;
  • 19-й егерский полк из крепости Пресновской выходит 18 августа;
  • Ширванский мушкетерский полк из Омской крепости выводится 10 августа;
  • Иркутский драгунский полк из форпоста Коряковского должен был выйти 18 августа и соединиться с отдельным эскадроном;
  • Томский мушкетерский полк выходит из Барнаула и его окрестностей 15 августа.

Поскольку Сибирский драгунский и 19-й егерский полки находились ближе всех к западной границе Тобольской губернии, то они составляли первую колонну выводившихся сибирских войск [17]. Сибирским полкам до назначенных пунктов необходимо было пройти большое расстояние: 19-му егерскому полку – 1528,5 верст в течение 95 дней; Сибирскому драгунскому полку – 1693,5 версты в 106 дней; Ширванскому мушкетерскому полку – 1844,5 версты в 115 дней; Иркутскому драгунскому полку – 2251,5 в 142 дня; Томскому мушкетерскому полку – 2720,5 верст в 167 дней. Таким образом, к началу февраля 1809 г. все полки прибыли в новое место дислокации. Лишь некоторых полков известен состав и численность при выводе из Томской и Тобольской губерний. Так, численность Томского мушкетерского полка, выступившего в поход, была 1951 человек. Из них штаб-офицеров – 7, обер-офицеров – 28, унтер-офицеров – 120, рядовых – 1532, нестроевых – 264 человека. После выхода пяти сибирских полков оставшиеся в Сибири полки произвели передислокацию: Селенгинский мушкетерский полк расположился в крепости Омска, а 18-й егерский полк – в Железинской крепости. Оба полка находились в Тобольской губернии [18].

В дальнейшем проходили некоторые передислокации полков. Так, 1 июня 1810 г. тобольский вице-губернатор издал распоряжение «о перемене квартир по линии на расположение войск 24-й дивизии» [19]. 9 июня 1810 г. Курганский и Ишимский земские суды получили это указание. Причем Ишимский суд получил распоряжение «о расположении квартирами по линии Селенгинского мушкетерского полка» [20]. Таким образом, были подготовлены благоприятные условия для вывода Селенгинского мушкетерского и 18-го егерского полков из пределов Тобольской губернии к Казани. В ведомости о числе войск 24-й дивизии на январь 1810 г. был приведен следующий ее состав: полки Селенгинский мушкетерский, 18-й егерский и Тобольский гарнизонный, инвалидные роты Омского гарнизонного полка, инвалидные команды Иркутского, Петропавловского, Семипалатинского, Томского, Бийского и Камчатского батальонов, а также части Сибирского казачьего войска и две артиллерийские роты [21].

Наконец, 26 августа 1810 г. российский император издал указ, где было сказано: «по выступлении из Сибири пяти полевых полков, и по безнужности там двух доселе еще остающихся Селингинскаго Мушкетерскаго и 18-го Егерскаго, вывесть оттуда и сии последние полки, дабы с лучшею пользою для Государства они могли быть употреблены в других местах» [22].

Итак, в 1810 г. все сибирские регулярные полки, не считая гарнизонных и вспомогательных войск, были выведены в Европейскую Россию. Данное предприятие имело исключительную важность для Российской империи в то время, поскольку при вторжении войск Наполеона в 1812 г. подтягивание резервов из Сибири к театру военных действий могло занять большое количество времени. Сибирские полки в начале Отечественной войны 1812 г. сыграли свою значимую роль в отражении ударов неприятеля, как в арьергардных боях, так и в крупных сражениях.


Примечания

[1] См.: Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч. II. Период с 1806 по 1819 гг. СПб, 1889.

[2] Стрельский В.И. Сибирь в Отечественной войне 1812 года / Под ред. Б.М. Волина. – Омск, 1942. С. 36.

[3] Палашенков А.Ф. Сибиряки – участники войны 1812 г. // Известия Омского отдела Географического общества Союза ССР. - Омск, 1963. Вып. 5 (12). С. 177.

[4] Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 116. Л. 45.

[5] Кочергин М. Скалон-де Антон Антонович // Русский биографический словарь / Под. ред. А.А. Половцова. В 25 т. Т. 18. - СПб., 1904. С. 537.

[6] Карцов В.Г. Некоторые кризисные явления в глубоком тылу крепостнической России во время войн 1805-1814 годов (по материалам Сибири) // Ученые записки Калининского государственного пединститута. – Калинин, 1964. Т. 38. С. 302.

[7] Дмитриев М.А. Краткая хроника 39-го пехотного Томского Его Императорского Высочества Эрц-герцога Австрийского Людвига-Виктора полка. – Козлов, 1910. С. 12.

[8] Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 г. // Е.В. Тарле Избранные сочинения. В IV т. Т. I. – Ростов н/Д, 1994. С. 97.

[9] Безотосный В.М., Васильев А.А., Горшман А.М., Пархаев О.К., Смирнов А.А. Русская армия. 1812-1814. М., 2000. С. 9.

[10] Подмазо А.А. Российская армия в июне 1812 года // Родина. – 2002. - № 8. С. 60.

[11] Там же. С. 60.

[12] Ростов Н. Д. Земли Алтайской верные сыны: из истории доблести и чести воинской сибирских полков. – Барнаул, 2003. С. 8-11.

[13] Полное собрание законов Российской империи (далее – ПСЗРИ). Т. 29. – СПб., 1830. С. 371-372.

[14] ПСЗРИ... С. 693.

[15] ПСЗРИ... Т. 30. – СПб, 1830. С. 58.

[16] ГАОО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 116. Л. 45.

[17] ГАОО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 116. Л. 197.

[18] Ростов Н.Д. Земли Алтайской верные сыны... С. 20-22.

[19] ГУТО Государственный архив в г. Тобольске (ГУТО ГАТ). Ф. 329. Оп. 13. Д. 411. Л. 5.

[20] ГУТО ГАТ. Ф. 329. Оп. 13. Д. 411. Л. 6-7.

[21] ГУТО ГАТ. Ф. 329. Оп. 13. Д. 409. Л. 25 об. - 26.

[22] ПСЗРИ... Т. 31. – СПб, 1830. С. 335-336.


Публикуется в рамках интернет-проекта «1812 год» с любезного разрешения автора
© Статья являются интеллектуальной собственностью автора.
2007, Библиотека интернет-проекта «1812 год».