Назад В начало Вперед
КАРЛ фон КЛАУЗЕВИЦ «1799 ГОД»

Падение Мантуи и Александрии

В июле союзники овладели обоими главными пунктами — цитаделью Александрии и крепостью Мантуи.

Первая пала 22 июля. Ее осаждали с 26 мая 11 000 чел. под командованием Бельгарда. 8 июля были проведены траншеи, и осажденных оттеснили на прикрытый путь, при этом представился также случай пробить нечто вроде бреши. Но так как через эту брешь пройти было невозможно, и гарнизон, не испытывая ни в чем существенного недостатка, сдался в плен, то, по-видимому, оборона не была достаточно упорной.

Большое количество осадной артиллерии, находившейся в распоряжении союзников, необыкновенно сильный огонь, особенно из навесных орудий, недостаток казематов для укрытия осажденных, искусное и энергичное ведение осады, причем маркиз Шателер получил тяжелое ранение, — все это привело к быстрому успеху при незначительных потерях — не более 200 человек убитыми и ранеными.

Еще менее удачной для французов была оборона Мантуи, которая сдалась 28 июля.

Осада этой крепости не могла начаться до победы при Треббии, так как предназначенные для осады войска насчитывали только 12 000 чел., а Гогенцоллерн, выступивший из Милана для их усиления, должен был идти на Модену. После сражения при Треббии войска Гогенцоллерна и Отта присоединились к Краю, причем последний только 8 июля выступил с позиции у форта Урбино. С прибытием нескольких батальонов подкреплений из центра осадная армия возросла до 29 000 чел. Начальником генерального штаба этой армии был генерал Цах.

Гарнизон крепости состоял из 11 000 чел. В крепости находилось 600 орудий, ни в чем существенном недостатка не ощущалось. Крепостные сооружения Мантуи состояли только из сильной стены, которая была очень слабо защищена несколькими небольшими, неправильно расположенными бастионами и полулунными верками. Перед Церезскими воротами в качестве внешнего верка был расположен укрепленный лагерь, а перед Прадельскими воротами находился очень плохой бастионный фронт. Наибольшие силы нужно было сосредоточить на участке канала Пайоло, протекавшего по болотистой почве. Ни одна из обеих сторон не проявляла энергичной деятельности, и генерал Фуассак, занимавший пост губернатора, человек слабого характера, был слишком образованным инженером для того, чтобы добиваться каких-нибудь результатов при защите такой неправильно устроенной и плохой крепости. У него заранее создалось убеждение, что ничего нельзя достигнуть, и он настойчиво, хотя и безрезультатно, просил генерала Шерера заменить его другим лицом. 5 июня австрийцы приступили к осадным работам с целью овладения выдвинутыми вперед верками, защищавшими канал Пайоло, 14-го были проведены траншеи перед Прадельским бастионным фронтом, через 14 дней французы вынуждены были покинуть его и вместе с тем 28 июля отказаться от дальнейшей обороны. Гарнизон получил право свободного выхода, дав обещание в течение одного года не служить в войсках против союзников, офицеры генерального штаба в качестве заложников были размещены по австрийским провинциям. Потери австрийцев исчислялись не более чем в 300 человек, в течение 3 недель осады они произвели только 14 000 выстрелов, т. е. 1/3 того количества, которое было произведено в течение 8 дней при осаде Александрии. Гарнизон сдался в количестве 8 000 чел.

Край по приказу Суворова оставил в крепости 7 батальонов в качестве гарнизона, а 11 батальонов и 6 эскадронов под начальством Гогенцоллерна, которого потом сменил генерал Фрелих, отправил за Апеннины в Тоскану и сам с 23 батальонами через Кремону направился к главной армии, куда он прибыл 12 августа только с 13 000 чел., так как ему пришлось оставить 3 000 больных.

Армия Суворова после падения Александрии приступила в первых числах августа к осаде форта Серравалле и Тортонской цитадели; для этой цели главные силы армии заняли позицию у Ривальты на левом берегу Скривии, Бельгард со своим корпусом остался на Бормиде.

После падения Александрии Суворов, не получивший еще известия о значительных подкреплениях, прибывших к французской армии, пришел к мысли снова начать наступление против французской армии для завоевания Ривьеры. Сосредоточив все свои силы, кроме 6 000 чел., осаждавших Тортону, он теперь был в состоянии выставить около 50 000 чел. и мог почти не опасаться, что его противник выступит более чем с 1/2 этих сил. Он занялся выработкой этого плана, как только прибыл генерал Цах, замещавший генерала Шателера, когда пришло известие о падении Мантуи, и, следовательно, он мог ожидать через 8 дней прибытия осадного корпуса в качестве подкреплений. Это побудило его отложить наступление до их прибытия. Может быть, в это же время пришло известие о подкреплениях, подошедших к французской армии под командованием Лемуана, и оно тем более побуждало Суворова дождаться прибытия собственных подкреплений.

Серравалле пал 7 августа. Край подошел к армия 12-го; но прежде чем была взята Тортона и прежде чем созрел план Суворова, французская армия под предводительством Жубера также перешла в наступление.



2001, Библиотека интернет-проекта «1812 год».
Назад В начало Вперед