Назад В начало Вперед
КАРЛ фон КЛАУЗЕВИЦ «1799 ГОД»

Центр армия Массены уничтожает корпус Ауффенберга в Рейнской долине

Мы уже говорили, что Форарльберг и Граубюнден были заняты 26 000 чел. под командованием генерала Готце и что Готце находился в подчинении эрцгерцога Карла.

Эти 26 000 чел. составляли 26 батальонов и 8 эскадронов. Эрцгерцог приказал генералу Готце использовать свои главные силы для защиты переправы у Брегенца, чтобы служить прикрытием левого фланга армии эрцгерцога в его операциях между Дунаем и Боденским озером. Согласно этому приказу, Готце занял Брегенц 13 батальонами, 5 батальонов занимали позиции у Фельдкирха, 1 батальон у Люциенштейга, 4 батальона и 1 эскадрон под командованием генерала Ауффенберга находились в Граубюндене, именно в Рейнской долине, Энгадин был занят несколькими батальонами Тирольской армии.

Прежде чем перейти к рассказу о нападении французов на генерала Ауффенберга, мы должны вкратце рассмотреть вопрос о характере обороны высоких горных местностей и составить себе ясное представление о природе страны для того, чтобы надлежащим образом понять положение генерала Ауффенберга.

Оборона в высоких горных местностях имеет свои специфические трудности и очевидным образом является менее сильной, чем оборона в местностях, расположенных на средней высоте. На горных высотах трудно иметь свои собственные оборонительные посты: если даже и возможно втаскивать наверх и спускать вниз артиллерийские орудия, то там нельзя удерживаться вследствие отсутствия поддержки и из-за холодов в суровое время года. Кроме того, отсутствие связи по фронту ставит каждый пост в совершенно изолированное положение.

Если же при этом дело касается также и защиты самой долины, то еще менее можно говорить об оборонительных постах на высотах, так как расстояния, по большей части, слишком велики для того, чтобы можно было производить с горных высот обстрел равнины.

Вследствие этого необходимо размещать свои посты или в удобных пунктах на склонах гор, для чего не часто предоставляются подходящие случаи, или же устанавливать их прямо в долине. В случае, если оборонительная линия этих постов идет параллельно долине, прикрытиями им служит река и ее берега, причем предполагается еще, что дорога, ведущая к реке, находится на их стороне. Это, очевидно, не делает оборонительную линию особенно сильной, так как реки и ручьи часто можно перейти вброд, а берега не везде круты и недоступны. В отдельных пунктах, конечно, может представиться случай создать очень сильные посты, весьма благоприятные для обороны, именно там, где совершенно невозможно двигаться без дорог, а дорога идет через мост или через узкие и крутые места. Эти отдельные сильные пункты могут стать средством для обороны в целом.

Если противник, двигаясь поперек своих горных хребтов, несколькими колоннами спускается в долину, он не может подобным же образом продвигаться дальше через наши горные хребты, но прежде всего должен обезопасить от нападения долину и свои пути: таким образом, для него недостаточно прорвать нашу линию, ему необходимо также овладеть отдельными пунктами. Такого рода оборонительная линия в долине похожа на прикрытые подступы к крепости, где гарнизон при неприятельской атаке отходит за траверзы в укрепленные районы.

Если отдельные посты, действительно, сильны и своевременно получают поддержку, то неприятель, находящийся в неблагоприятном положении, легко может быть отогнан, и тогда он может понести значительные потери. Но эти посты обыкновенно не так сильны, как принято думать, они упираются в крутые склоны гор, на которые можно взбираться лишь обходными путями с большой затратой сил и времени, эти посты хорошо видны, обстреливаются с тыла и т. д., в результате чего обычно несут большие потери. Но главный недостаток такой оборонительной линии заключается в том, что в случае необходимости отступления для части этих постов оно становится уже невозможным.

Путь отступления обыкновенно идет через поперечные долины, вследствие чего посты ищут, главным образом, выхода из них; но так как не всегда можно найти его, — выходы из долин немногочисленны, и тропинки, идущие через горы, редки, то легко может случиться, что часть войск попадет в руки противника. Так бывает в том случае, если линия обороны проходит вдоль долины. Если же позиция занимается в поперечном главным долинам направлении, то оборона вообще бывает более сильной, так как действия противника ограничиваются тогда очень немногими пунктами, и отступление большинства постов не находится под угрозой. Но в таком случае посты или оказываются изолированными, так как связь проходит через горы, или же, если она проходит через поперечные долины, они оказываются снова в прежнем положении.

В результате нашего рассмотрения следует придти к выводу, что оборона в очень высоких горных районах менее успешна, чем в районах средней высоты. Вместо преимуществ продолжительной обороны, где шаг за шагом приходится отстаивать каждую пядь земли, и сравнительно меньших потерь при отступлении, что имеет большое значение в горной обороне для небольших отрядов, получается результат прямо противоположного характера.

Граубюнден состоит из двух продольных и нескольких поперечных долин. Первые две — передний Рейн и Инн. Таким образом границы с северо-востока и юго-востока составляют левый край долины Рейна и правый — долины Инна, с юго-запада границей является высокий Альпийский хребет, отделяющий итальянские реки Тичино и Маиру от немецких — Рейна и Инна.

Через все эти горные хребты проходят только небольшие тропы для пешеходов; эти тропы на самых высоких пунктах, являющихся перевалами, носят особые названия. Пехота может проходить по ним только медленно и с большим трудом, а легкая артиллерия — лишь при помощи искусственных приспособлений. Только при спуске от Майенфельда к оз. Валлензее, озеру и кантону Аппенцель эта северная окраина долины Рейна имеет несколько проездных дорог, так как здесь горные массивы прорезываются несколькими долинами.

Войска, стоявшие в Рейнской долине, не имели других путей сообщения кроме долины Инна, так как долины на итальянских склонах Альп находились в руках французов. От Рейна в долину Инна вели пути через следующие поперечные долины.

1. От Рейхенау на Юлиерберг, Альбулу через долины Рейна и Альбулы.

2. От Кура через Шалфикталь на Штреленберг и Давос и оттуда на Скалетту и Флюлен.

3. От Майенфельда через Преттигау также на Флюлен.

4. От Фельдкирха через Монтафон на Мартинсбрюк.

Настоящие большие дороги для этих войск вели на Фельдкирх, составляя, таким образом, продолжение их фронта.

Генерал Ауффенберг расположил свои главные позиции у Кура, оттуда занял Рейхенау и Майенфельд и отрядил один батальон, чтобы совместно с вооруженными отрядами местных жителей занять все выходы, ведущие к северо-западной окраине Рейнской долины и главному Альпийскому хребту, до Шплюгена. Таким образом, эти посты состояли большей частью из местных жителей. С.-Готард лежит вне границ Граубюндена, его занимали французы, и астрийские посты на этой стороне были расположены у Диссентиса.

Люциенштейг — старый форт в Граубюндене, состоявший из одного крепостного верка с двумя боковыми редутами, был обращен фронтом к Форарльбергу, т. е. против Австрии. Он преграждал главную дорогу, ведущую от Фельдкирха между Бальцерсом и Майенфельдом к подножию горного хребта через ущелье, образуемое с одной стороны крутыми скалами Фалькниса, с другой — Флешербергом. В эту гору упирались редуты. Верк был занят одним батальоном с 5 орудиями.

Он замыкал, таким образом, позицию генерала Ауффенберга на правом фланге и охранял его против всякого противника, который мог перейти через Рейн ниже Люциенштейга. Пост в Рейхенау находился у двойного моста через Рейн. У Кура центральная позиция была защищена выгодно расположенными горными высотами. Для перехода через Рейн на протяжении от Рейхенау до Люциенштейга было два моста: один — у Рейхенау и другой, так называемый Таможенный мост, — при впадении Ландкварта; кроме того, имелось несколько бродов, которые, однако, в то время из-за высокой воды были недоступны.

С первого взгляда становится ясным, что такие условия были неблагоприятны для упорной обороны, и следовало опасаться больших потерь, хотя обстоятельства сложились иначе, чем можно было ожидать.

Так как французы занимали охватывающее положение по отношению к левому флангу генерала Ауффенберга у Шплюгена, то особенно следовало бояться того, что посты у Рейхенау, а также у Кура будут атакованы с тыла, отрезаны от Энгадина, и, таким образом, австрийцы будут оттеснены на Люциеншгейг и Фельдкирх. Тогда все дело сводилось к тому, удержатся ли оба эти поста у Фельдкирха и Люциенштейга до тех пор, пока подойдет Готце со значительными силами, чтобы отбросить французов от тех пунктов, которые они могли занять между этими постами.

Если бы Люциенштейг пал раньше этого, то погиб бы весь корпус Ауффенберга.

Мы увидим дальше, что обстоятельства сложились иначе, хотя и не менее неудачно. Армия Массены имела следующие подразделения:

1. Дивизия Ксантрайля на левом фланге — бригады Руби и Удино.

2. Дивизия Менара в центре — бригады Лоржа и Шабрана.

3. Дивизия Лекурба на правом фланге — бригады Луазона и Энони.

Две первые дивизии стояли у Цюрихского и Валлензее озер, последняя же находилась на итальянской стороне Альп у Беллинцоны; ее форпосты занимали альпийские перевалы.

Если понимать самым простым образом тот запутанный французский операционный план, который мы привели, то Массене следовало вести наступление выше Боденского озера за Рейн и между Лехом и Боденским озером выйти в Швабию, третья же дивизия должна была направиться по долине Инна. Он должен был с этой дивизией овладеть выходами долины р. Эч, благодаря чему австро-итальянская армия оказалась бы в угрожаемом положении на своем правом фланге. Итак, ближайшей задачей Массены было отбросить генерала Ауффенберга с его позиций в Рейнской долине, затем овладеть позициями у Фелъдкирха и, наконец, вытеснить австрийцев из Верхнего и Нижнего Энгадина до выхода в долину р. Эч.

Этим Массена некоторым образом выравнивал фронт с армией Журдана. Какого-нибудь другого целесообразного общего операционного плана пока не существовало. На пути к осуществлению этой цели возникала возможность, при разбросанности австрийских позиций и неподготовленности части их армий, овладеть некоторыми трофеями, и французские генералы не упустили случая собрать богатую жатву, исправив, таким образом, недостатки операционного плана.

 

Бой у Люцирнштейга 6 марта

5 марта Массена сосредоточил центр своей армии в долине Рейна между Рагацем и Верденбергом. 6 марта из своей главной квартиры в Ацмоосе он сообщил генералу Ауффенбергу о начале военных действий и потребовал от него эвакуация Граубюндена.

Непосредственно вслед за этим он начал наступление.

Из дивизии Ксантрайля бригада Руби осталась у Шафгаузена для поддержания связи с Дунайской армией, другая бригада (Удино) находилась при центре.

Из дивизии правого фланга генерал Луазон с одной бригадой спустился от Урзерна через Кришпальт к Диссентису и атаковал находившийся там пост, состоявший из нескольких тысяч вооруженных крестьян и одной роты пехоты, однако, не мог овладеть им.

Из центра, при котором находился сам Массена, состоявшего из трех бригад, был послан генерал Демон через небольшую долину Рагаца и Веттиса, чтобы направиться через перевал на Кункель, лежащий против Рейхенау, и атаковать его.

Генерал Удино должен был перейти вброд Рейн ниже Верденберга у Бендерна, с частью своих сил вести наблюдение за Фельдкирхом, с другой же частью двинуться направо для оказания поддержки Массена.

Сам Массена с бригадами Лоржа и Шабрана из дивизии Менара хотел попытаться перейти вброд Рейн выше Люциенштейга у Флеша и Майенфельда, в то время как выделенный из этих частей батальон должен был переправиться ниже Люциенштейга с помощью временного моста («мост на козлах»).

Этот батальон должен был угрожать форту с фронта, в то время как Массена, оттеснив выставленные против него полевые части, намеревался атаковать его с тыла.

Генерал Демон захватил пост, выставленный австрийцами на перевале Кункель; рота с двумя орудиями, стоявшая выше Таминса, овладела Рейхенау и обоими мостами через Рейн, потом он послал отряд на Диссентис, в тыл находившегося там поста, благодаря чему этот последний оказался между двух огней и был взят. Сам генерал Демон уже в 7 часов утра выступил против Эмса. Здесь австрийцы, получив подкрепление из Кура, отбросили Луазона назад к Рейхенау, но не могли снова овладеть этим пунктом.

Генерал Удино при своей переправе натолкнулся на очень большие затруднения, и ему не оставалось ничего другого, как захватить Шелленберг, лежащий против фельдкирха, но он не мог оказать помощь центру во время боя.

Генерал Ауффенберг подтянул к себе стоявший поблизости батальон генерала Готце. В то время, когда часть войск, как мы видели, была выделена на Эмс и Рейхенау, он с остальными двумя батальонами и полу-эскадроном кавалерии занял позиции вдоль Рейна от нижнего Таможенного моста при впадении Ландкварта до Флеша протяжением свыше одной немецкой мили. Однако, ему ничего не удалось сделать, так как все попытки французов переправиться вброд через Рейи у Флеша и Майенфельда, благодаря высокому уровню воды, оказались бесплодными.

Напротив находился мост у Ацмооса, и Массена решил с бригадой Лоржа свернуть влево и перейти по этому мосту, чтобы атаковать Люциенштейг с фронта, в то время как Менар с бригадой Шабрана будет удерживать генерала Ауффенберга. Переход французов по этому слабому временному мосту занял продолжительное время, и только после полуночи — в 3 часа — Массена смог появиться перед Люциенштейгом. Он решил овладеть этим пунктом любой ценой, так как в противном случае, имея в тылу такой ненадежный мост и разбросав свои силы, он не мог бы оставаться в узкой Рейнской долине.

Массена приказал небольшой колонне гренадер взобраться на гору Фалькнис, в которую упирался правый фланговый редут. Другая колонна овладела незанятым Флешербергом, находившимся слева от крепостного верка, третья колонна атаковала с фронта. После 4-часового боя укрепление было взято. Колонне, взобравшейся на гору Фалькнис, удалось подвергнуть сильному обстрелу сверху правый фланговый редут, к этому присоединилась еще атака с фронта, и с наступлением ночи редут был взят. Затем французы атаковали верк с тыла, перебили или захватили в плен гарнизон и открыли путь колонне, производившей атаку с фронта. Можно думать, что из этого гарнизона уцелели немногие.

 

Бой у Кура 7 марта

Генерал Ауффенберг после неудачных результатов этого дня решил отступить за Ландкварт. Он расположился с двумя батальонами и полу-эскадроном у верхнего Таможенного моста, переброшенного через Ландкварт; в то время как один батальон с полуэскадроном остался у Эмса.

7 марта Массена возобновил наступление, подтянув к себе бригаду Шабрана, переправившуюся по нижнему Таможенному мосту.

Когда Массена начал наступление, верхний Таможенный мост был скоро оставлен, вторая позиция у Цицерса и третья, наскоро сооруженная перед Куром у Мазанса, также были взяты Массеной; это нетрудно объяснить, учитывая, что 7 — 8 тыс. чел. вели наступление против 2 000. Генерал Ауффенберг оказался теперь в критическом положении. Когда он подошел к Куру и еще раз занял позиции на находившихся там высотах, вероятно, имея намерение подтянуть к себе батальон из Эмса, он был обойден с правого фланга войсками, которые Массена перебросил налево в горы; фронт его был прорван, и со всеми своими войсками, а также с батальонами, находившимися у Эмса, генерал Ауффенберг попал в руки французов. Только слабые остатки этого корпуса из 6 000 чел. спаслись, добравшись по горным тропам до Верхнего Энгадина.

Войска генерала Готце были еще расположены на квартирах, когда произошло сражение при Люциенштейге и Удино уже овладел Шелленбергом, который от позиции у Фельдкирха отделяется узкой луговой долиной, впадающей в долину р. Илль. Готце поспешно стянул ближайшие батальоны и, имея всего 2 — 3 тыс. чел., двинулся с ними на Шелленберг навстречу Удино в расчете на то, что у него будет время собрать свои остальные войска.

Удино, войска которого были усилены еще частью бригады Лоржа, было нетрудно отбросить австрийцев, потерявших свое орудие и половину людей, и овладеть частью передовых укреплений горной позиции. Готце удалось лишь с большим трудом с наступлением ночи снова вырвать их из рук французов и, таким образом, получить в полное обладание весь район, примыкавший к позиции у Фельдкирха.

Этим закончился первый этап наступления Массены. Результаты были таковы: он овладел Рейнской долиной, уничтожил австрийский корпус силою около б 000 чел., взял 5 000 пленных и 14 орудий и ликвидировал вооруженные силы граубюнденцев.

Ясно, что этот блестящий результат зависел не от наступательного плана, а от энергии в его проведении, так как наиболее сильным постом всей позиции был Люциенштейг, падение которого привело к поражению Ауффенберга, между тем как этого поражения можно было ждать гораздо скорее с левого фланга.

Этот Люциенштейг еще раз служит доказательством того, как опасно искать опоры для укрепленных позиций на таких тесных дорогах в горах.

Причина того, что генерал Ауффенберг потерял путь отступления, вообще не зависела от характера его позиции: если бы он бросил свою артиллерию, то путь отступления по долине Альбулы не мог бы быть перехвачен у него без его собственной оплошности.

Массена сосредоточил свой центр против позиций у Фельдкирха и в течение нескольких недель продолжал оставаться в Рейнской долине, ожидая успешных результатов операций своего правого фланга и Дунайской армии, и не предпринимал никаких значительных действий.



2001, Библиотека интернет-проекта «1812 год».
Назад В начало Вперед