Интернет-проект «1812 год»

Вернуться

Сергей Постников

СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ПАРИЖ

(заметки туриста)


И вот наконец через три с половиной часа полета аэробус А-320 компании «Эр-Франс» бежит по взлетно-посадочной полосе аэропорта Шарль де Голль - Руасси.

Наконец-то сбылась мечта нашей семьи: мы в Париже. Правда, я сам, когда-то уже был в командировке в этом городе, но посмотреть тогда толком ничего не успел. Поэтому по существу это и моя первая поездка в Париж.

Париж исторически многолик: есть средневековый Париж Эсмеральды и Жанны д'Арк, Екатерины Медичи и Генриха Наваррского, есть Париж короля-Солнца, есть Париж революции и Первой империи, есть Париж Второй империи, есть суровый Париж первой мировой войны и Сопротивления. Есть и современный неунывающий чарующий Париж Елисейских полей и Монмартра, Латинского квартала и Сите, впитавший в себя все предыдущие эпохи. Но, естественно, меня больше всего интересует Париж консульства и Первой империи. Конечно, мои записки не претендуют даже на малую толику полноты, так как удалось увидеть и понять далеко не все. Но некоторыми впечатлениями хотелось бы поделиться.

Достаточно только мельком взглянуть на карту Парижа, чтобы понять, что Париж навсегда связан с драматической историей наполеоновской эпохи. Эта эпоха осталась в названиях бульваров и улиц, проспектов и площадей, мостов, станций метро и даже железнодорожных вокзалов.

По периметру города идет кольцевая автомобильная дорога и параллельно ей идет последнее кольцо бульваров, носящих имена маршалов той эпохи. Словно часовые вокруг города замерли маршалы: Ней, Макдональд, Серюрье, Мортье, Даву, Сульт, Понятовский, Массена, Келлерман, Журдан, Брюн, Лефевр, Виктор, Мюрат, Cюше, Ланн, Сен-Сир, Бертье, Бессьер.

Вокруг Триумфальной арки лучами расходятся улицы, названия которых также связаны с людьми и событиями наполеоновской эпохи. Один из лучей (продолжение знаменитых Елисейских полей) - авеню Великой армии. Другие лучи носят имена: Лористона, Клебера, Карно, а так же военных побед: Иены, Маренго, Фридланда, Ваграма. Надо сказать, что от Триумфальной арки отходят улицы, названные и в честь выдающихся людей других эпох: писателя Виктора Гюго, маршалов Мак Магона и Фоша.

От здания военной школы, где учился Наполеон, вы можете пройтись по улице и площади Камброна, в районе Дома инвалидов можно найти улицу Сегюра. С холма Монмартра можно спуститься по улице Жюно, а в центре города можно найти улицу Кастильоне. Между улицой Сен Лазар и бульваром барона Оссмана (префекта департамента Сена при Наполеоне III) проходит улица Виктуар (Победы), названная в честь побед генерала Бонапарта в Итальянской кампании. Можно входить или выходить из парижского метро на станциях Камброн, Дюрок, Кампо-Формио. Можно переходить с берега на берег Сены по мостам Иены, Аустерлица или Арколе, а на мосту Менял можно увидеть знаменитый вензель Наполеона - «N». Вдоль Сены можно пройтись по набережным Сент Бернар, Монтебелло и Аустерлиц. На юг и восток Франции вы можете уехать поездом с вокзала Аустерлиц, расположенного на одноименной набережной.

Не все названия в наполеоновском Париже ласкают наш слух, но это уже история. А главное, хотим мы или не хотим, но события этой эпохи оказали величайшее влияние и на русский народ и на историю России.

При этом, несмотря на то, что город во многом буквально пронизан наполеоновским временем, имя самого императора практически нигде в названиях города не упоминается. И только от Люксембургского сада мимо церкви Сен-Жермен де Пре до Сены протянулась улица Бонапарта. А в Лувре именем императора названы большой двор со знаменитыми пирамидами и главный вестибюль музея.

Конечно, наше пребывание в Париже было коротким и, сообразуясь с запросами всех членов семьи, мы смотрели не только то, что связано с Наполеоном. Но осмысливая увиденное и прочитанное, можно совершить мысленную экскурсию хотя бы по части самых известных мест времен консульства и Первой империи, как говорится, по наполеоновским местам Парижа.

И начнем, пожалуй, с Триумфальной арки, расположенной на площади Шарль де Голль - Этуаль. Триумфальная арка строилась по проекту архитектора Ж.-Ф. Шальгрена начиная с 1806 года в течение нескольких десятилетий - до 1836 года. По замыслу Наполеона арка посвящалась Великой Армии. Высота арки составляет 50 метров и ширина - 45 м. Среди расположенных на пилонах арки четырех барельефов наиболее известным является барельеф Ф. Рюда «Марсельеза». Еще на одном из барельефов мы видим самого Наполеона, облаченного в одежды римских императоров. На верхних барельефах изображены основные победы Наполеона. Окружает арку цепь, покоящаяся на 100 столбиках, установленных в память последнего этапа наполеоновского правления - знаменитых «ста дней».

Площадь Шарль де Голль - Этуаль и Триумфальная арка.
Один из самых известных видов Парижа.

В наши дни на арке расположена смотровая площадка, с которой открывается одна из самых красивых перспектив Парижа. А под аркой с 1920 года находится могила Неизвестного солдата, над которой горит вечный огонь. Кстати, в Париже очень много мест, памятников или названий, связанных с первой мировой войной и ее героями. К великому сожалению, у нас в стране эта война оказалась совершенно забытой, по существу вычеркнутой из истории.

Дальше от Триумфальной арки пройдем по блистательным (хотя самим парижанам они не очень-то по душе) Елисейским полям к центру Парижа, на площади Клемансо мы свернем на улицу Мариньи и по ней выйдем на улицу Сент Оноре. Здесь в центре Парижа между Елисейскими полями, Вандомской площадью и площадью Согласия расположился Елисейский дворец, известный сейчас как резиденция президента Французской Республики. Строгий фасад дворца с внутренним двором, известный по многочисленным французским фильмам или выпускам новостей выходит на улицу Сент Оноре, а его тыльная сторона смотрит на Елисейские поля, небольшой сад тянется почти до самых Елисейских полей.

Дворец был построен в начале XVIII века для графа д'Эвре, затем в этом дворце жили разные хозяева и хозяйки, в том числе и такие известные дамы, как мадам де Помпадур и маркиза де Мариньи. В суровые времена революции во дворце устраивались публичные балы. Во времена консульства и империи Наполеон использовал этот дворец как одну из своих резиденций, а также передавал его некоторым своим родственникам.

Сюда, а не в Тюильри или Лувр, после поражения при Ватерлоо в июне 1815 года вернулся Наполеон. Здесь разыгрался последний акт драмы «ста дней». С одной стороны, именно сюда - к Елисейскому дворцу - шли толпы людей с лозунгами «Не надо отречения!», именно здесь братья и немногие верные соратники (а среди них были и те, кто еще в 1814 году критиковали его) уговаривали распустить палату и Сенат и начать народную войну. С другой стороны, именно здесь эмиссары Сената, Палаты депутатов и временного правительства (многие из которых еще вчера были соратниками) постоянно требовали отречения и отъезда из Парижа.

Здесь же было принято и окончательное решение, 22 июня 1815 года в Серебряном салоне Елисейского дворца Наполеон подписал свое второе и последнее отречение от трона. После отречения он пробыл здесь еще несколько дней, а затем отправился в Бордо, откуда его дорога проляжет на «маленький остров» в самой середине Атлантики. С 1873 года дворец стал резиденцией президента Франции.

Дальше по улице Сент Оноре, где расположилось еще несколько особняков и посольств, и по другим очаровательным парижским улицам, на которых находятся магазины самых известных модельеров, мы выйдем на Вандомскую площадь. Площадь была создана в 1687 - 1720 годах по проекту Жюля Ардуэна-Мансара. По периметру ее обрамляют абсолютно симметричные здания, красивые своей простотой и гармоничностью. И это не только архитектурные памятники, это еще и исторические или административные здания. Это министерство юстиции, банки Credit Foncier, Republic National Bank, известные отели «Vendome» и «Le Ritz», особняк Евгении Монтихо (императрицы Второй империи). До революции на площади также еще стояла конная статуя Людовика XIV.

Но главное, что интересует нас, - это расположенная в центре площади Вандомская колонна. Она была возведена в 1806 - 1810 годах в честь Наполеона (на подобие Колонны Траяна в Риме). Колонну отлили из 1200 захваченных при Аустерлице неприятельских пушек, на вершине колонны установлена статуя Наполеона. Естественно, в 1814 году статую сняли, потом ее несколько раз снимали и восстанавливали. Окончательно она была восстановлена только при III Республике.

Вандомская площадь и колонна,
а также маститые чиновники и банкиры,
дорогие гостиницы и ювелиры.

Известно, что когда тяжело больная (ослепшая и парализованная) Летиция Бонапарт узнала о том, что король Луи-Филипп распорядился восстановить на колонне статую императора, она встала и подошла к окну, сказав при этом: «Император снова в Париже!»

Если пойти от Вандомской площади дальше в сторону Монмартра мимо Парижской оперы, мимо бульваров Итальянского и Оссмана, то можно выйти на улицу Виктуар. А когда-то она называлась улицей Шантерейн и здесь (тогда это была окраина города) в одном из особняков проживала Жозефина Богарнэ. Именно сюда после знакомства с Жозефиной зачастил генерал Бонапарт, именно здесь потом проживала семья Наполеона и Жозефины Бонапарт. Здесь вынашивались планы походов в Италию и на Восток, отсюда генерал Бонапарт уезжал в итальянскую армию и в египетскую экспедицию.

Осенью 1799 года сюда из Египта под бурные овации вернулся «спаситель» нации генерал Бонапарт. Здесь, после слезной мольбы непутевой Жозефины и ее детей, она была прощена. И здесь же готовилось 18 брюмера. 20 брюмера семья Бонапарт переедет в Люксембургский дворец.

Но вернемся на Вандомскую площадь. Пройдясь от нее по улице Кастильоне (вновь та эпоха) к улице Риволи, мы окажемся у решетки сада Тюильри. Этот сад протянулся почти на километр между Сеной и улицой Риволи от площади Согласия до Лувра. Сад Тюильри был разбит в XVI веке вокруг дворца, построенного для Екатерины Медичи. Дворец стал впоследствии одной из самых известных королевских резиденций. В годы революции Тюильри стал правительственным дворцом, было время - в нем заседал Конвент. В конечном счете, и первый консул Бонапарт также решил перенести свою резиденцию в этот дворец. Торжественный переезд первого консула и его семьи в правительственный дворец Тюильри состоялся 19 февраля 1800 г. С этих пор Тюильри бессменно являлся основной резиденцией первого консула и императора. До наших дней дворец не дожил, он был сожжен коммунарами в 1871 году.

Между Лувром и садом Тюильри располагается изящная (совсем не похожая на Триумфальную арку) арка Карузель, построенная в 1808 году по образцу арки римского императора Септимия Севера в честь военных побед 1805 года.

Арка Карузель
Улица Риволи

Особо следует отметить улицу Риволи, являющуюся одним из архитектурных шедевров наполеоновского Парижа. Прямая как стрела эта улица протянулась от площади Согласия мимо Лувра в самый старый средневековый квартал Парижа - Марэ. Эта улица была построена по инициативе Наполеона по образцу улиц итальянских городов, поэтому главным отличием многих домов, расположенных на ней, являются уютные галереи на первых этажах с множеством различных магазинов и магазинчиков.

На улицу Риволи выходит еще один королевский дворец и сад Пале-Руаяль (известный своим «революционным прошлым»). Сейчас в нем работает созданный еще Наполеоном Государственный совет. В годы консульства и Первой империи именно Государственный совет, в котором председательствовал сам Наполеон, был мозговым центром управления страной и разработки важнейших законопроектов.

В районе Тюильри и улиц Риволи и Сент Оноре расположились небольшая улица Святого Роха и одноименная церковь. На этой улице 13 вандемьера (5 октября) 1795 года к тому времени уже забытый герой Тулона генерал Бонапарт расстрелял из орудий мятежные войска радикальных роялистов. Именно после этого события имя Бонапарта окончательно войдет в политическую и военную историю Франции. Здесь же в районе парка Тюильри располагалась улица Сен Никез, на которой 24 декабря 1800 года роялистами было совершено одно из первых покушений на первого консула Бонапарта.

Практически в самом центре Парижа, на берегу Сены расположился грандиозный дворец и один из величайших музеев мира - Лувр. Также как и многие подобные сооружения, Лувр строился и перестраивался несколько веков. Первая крепость была построена в 1200 году Филиппом II Августом. Затем, при короле Карле V замок был перестроен из крепости в королевскую резиденцию. В XVI веке замок по инициативе Франциска I был снесен и на его месте построен дворец, который впоследствии достраивали или перестраивали все французские монархи вплоть до Наполеона III. Тот облик, который мы видим сейчас, дворец приобрел после 1871 года. В то же время фундамент старого замка с очертаниями башен и остатки крепостного рва в наши дни можно увидеть при посещении Лувра.

Особую лепту в строительство Лувра внесли оба императора Франции: Наполеон I и Наполеон III. Наполеон I провел грандиозную реконструкцию Лувра, оказавшегося к концу XVIII века на грани разрушения. При нем в частности началось строительство северного крыла (законченное в 1852 году), а также в отдельных крыльях были надстроены третьи этажи. Следует вообще заметить, что не только Лувр, но и весь Париж во многом приобрел свой современный неповторимый чарующий облик именно в годы правления Наполеона I и Наполеона III.

Лувр и знаменитые стеклянные пирамиды (двор Наполеона и холл Наполеона)

В наполеоновских залах Лувра на стенах можно увидеть вензеля RF - Республика Франция, подтверждающие известный парадокс того времени: «император согласно конституции республики». В одном из таких залов Лувра с вензелями RF - салоне Каре - в апреле 1810 года состоялась свадьба Наполеона и Марии-Луизы (правда уже тогда многие предчувствовали, что австриячка опять принесет беду). Сейчас же это обычный музейный зал, как и остальные залы Лувра, в котором выставлены картины. Я несколько раз возвращался в этот зал и пытался представить себе, как все происходило здесь в далеком 1810 году.

Как известно, последним приложил свою руку к этому историческому зданию и музею президент Франции Франсуа Миттеран, при котором провели еще одну реконструкцию, в том числе построили новый вход в музей со знаменитыми стеклянными пирамидами.

Как музей Лувр начал формироваться со времен Франциска I, который начал собирать коллекцию художественных произведений, значительно коллекция Лувра пополнялась при Людовике XIII и Людовике XIV, а также при Наполеоне I. Общее количество экспонатов в настоящее время составляет около 400000. Для широкой публики музей был открыт во времена революции - 10 августа 1793 года. Среди залов Лувра - музея есть и несколько залов с живописью времен консульства и Первой империи. Из множества картин этой эпохи самыми грандиозными экспонатами Лувра являются картины Жана Луи Давида «Коронация Наполеона» (можно отметить, что площадь этого полотна составляет 70 квадратных метров) и А.Ж. Гро «Наполеон после битвы при Эйлау».

Пройдя от Лувра по средневековым кварталам Парижа через площать Шателет (на которой, также расположилась колонна в честь военных побед Наполеона) и Новый мост, мы окажемся на острове Сите. Именно в центре острова Сите расположился один из самых примечательных и самых известных (благодаря известному роману В.Гюго и не менее известным фильму и мюзиклу) соборов Франции Собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари). Собор строили почти два века - с 1163 года до 1345 года, а в 1844 - 1864 годах, после выхода в свет романа Гюго, была осуществлена его грандиозная реставрация.

Вот он, знаменитый Нотр-Дам де Пари,
герой известного романа, кинофильма и мюзикла.

Особенно тяжело пришлось собору в годы революции, но в 1802 году его вновь освятили. А в 1804 году в нем короновался первый император Франции. Если раньше практически все короли Франции короновались в соборе Реймса, то коронация первого императора Франции в присутствии Римского папы состоялась в Нотр-Даме, здесь Наполеон и короновал сам себя и Жозефину. Лучше всего это событие отражено на картине Давида.

Здесь же на острове Сите расположено несколько зданий, построенных (или, вернее сказать, перестраивавшихся) при Наполеоне I и Наполеоне III - это Дворец правосудия (ныне высший кассационный суд Франции), префектура полиции Парижа, коммерческий трибунал. Частью этого комплекса зданий стал средневековый королевский дворец, превратившийся затем в печально известную тюрьму Консьержери. Многие узники этой тюрьмы (включая короля Людовика XVI и королеву Марию-Антуанетту) в суровые годы революции отправлялись на гильотину. Среди многих в Консьержери ожидали казни Андре Шенье, Шарлотта Корде, химик Лавуазье, Робеспьер и другие вожди якобинской диктатуры. Камера, где перед казнью находилась королева Мария-Антуанетта, в 1816 году по желанию ее единственной оставшейся в живых дочери переоборудована в часовню. Еще одним узником, отправившимся из этой тюрьмы на казнь, был маршал Мишель Ней.

Кстати, если немного отвлечься от нашей темы, то именно здесь на Сите в здании префектуры полиции на набережной Орфевр работал самый известный комиссар парижской полиции - Мегрэ.

Люксембургский дворец, сюда после 18 брюмера прописался первый консул с семьей.

Затем, перейдя на другую сторону Сены, по улице Сен Жак и бульвару Сен Мишель мы подойдем к Люксембургскому дворцу и саду. Дворец был построен для вдовы короля Генриха IV Марии Медичи в начале XVII века в стиле ее родных флорентийских дворцов. В годы революции он служил государственной тюрьмой, затем в нем расположилась Директория. Сюда же, в этот дворец, после переворота 9 - 10 ноября (18 - 19 брюмера) 1799 г. въехал первый консул республики Наполеон Бонапарт. Правда, очень быстро первый консул переберется в Тюильри, а после этого во дворце расположится Сенат. И в наши дни в Люксембургском дворце работает Сенат Французской Республики. В этом районе, около решетки Люксембургского сада на аллее Обсерватории, 7 декабря 1815 года был расстрелян один из самых известных боевых соратников Наполеона маршал Ней.

Другая палата французского парламента (Национальная Ассамблея) заседает в Бурбонском дворце. Этот дворец был построен на берегу Сены для дочери Людовика XIV (герцогини Бурбонской), впоследствии он перестраивался другим хозяином - принцем Конде. При Наполеоне к нему был пристроен двенадцатиколонный портик, и теперь здание, если смотреть на него со стороны реки, напоминает греческий храм (или парижскую церковь Мадлен). В годы Директории здесь заседал Совет Пятисот, с начала XIX века, после принятия первой наполеоновской конституции, - Законодательное собрание.

Мимо башни и вокзала Монпарнас мы доберемся до Военной школы. Здание школы строилось в XVIII веке по инициативе банкира Пари-Дюверне и мадам де Помпадур, школа предназначалась для обучения молодых людей из самых бедных семей, пожелавших сделать военную карьеру. Самым знаменитым выпускником Парижской военной школы был Наполеон Бонапарт, он учился в ней в 1784 году и, закончив ее, начал свою армейскую службу в звании младшего лейтенанта артиллерии. Отсюда началась его военная карьера.

И совсем недалеко от Военной школы расположился Дом инвалидов и собор. Место, где закончился полный странствий жизненный путь императора. Между этими зданиями всего лишь несколько минут ходьбы и одновременно целая эпоха, перевернувшая судьбы Франции и Европы.

Величественный позолоченный купол собора Дома инвалидов (позолоченный, кстати, по инициативе Наполеона) виден из многих мест Парижа, так как высота собора вместе со шпилем составляет 107 метров. Под сводами этого Собора Наполеон и его сын Орленок встретились после десятилетий разлуки и обрели вечный покой.

Дом инвалидов. Этот купол виден из многих частей города.

Дом инвалидов был построен в 1671 - 1676 года Либералем Брюаном по решению Людовика XIV в качестве дома призрения для солдат-инвалидов, вынужденных нищенствовать. В последствии по проекту Ардуэна-Мансара были достроены Собор и церковь Св.Людовика.

Решение о возвращении праха императора во Францию было принято королем Луи-Филипом. В мае 1840 года завершились переговоры с Англией о перезахронении праха Наполеона во Франции и на остров Святой Елены отправился сын Луи-Филиппа принц Жуанвиль. 10 июля 1840 года вышел указ короля Луи-Филиппа о сооружении гробницы Наполеона в соборе Дома инвалидов, при этом предписывалось расположить гробницу так, чтобы она не изменяла гармоничность всего ансамбля и не загораживала главный алтарь. Из представленных эскизов гробницы был выбран проект Луи Висконти.

Прах Наполеона был привезен во Францию в конце 1840 года. Национальные похороны состоялись 15 декабря 1840 года, но гроб до завершения работ по сооружению гробницы был установлен в часовне св. Иеронима, находящейся в одном из пределов собора. В гробнице Наполеон был похоронен 2 апреля 1861 года.

Триумфальное возвращение императора в Париж в декабре 1840 года описывали многие. Говорят в тот день, когда траурная процессия шла от Сены по бульварам, несмотря на снежный буран, весь город вышел встречать Наполеона. И впереди процессии шел камергер, который торжественно объявлял: «Его величество император».

Когда я первый раз оказался в соборе, я не сразу понял, где, собственно, расположена гробница. И только пройдя в самый центр собора под его куполом с балюстрады, окружающей крипту, я увидел знаменитый саркофаг. А потом спустился в крипту по одной из двух симметричных лестниц, расположенных за главным алтарем собора. По бокам массивной бронзовой двери, открывающей вход в крипту, две бронзовые скульптуры, а над дверьми высечена фраза из завещания императора: «Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены, среди французского народа, который я так горячо любил». Здесь же у входа в крипту похоронены верные соратники Дюрок и Бертран.

Последний «привал» великого полководца и политика.

Саркофаг, сделанный из привезенного из России единого куска красного порфира, установлен на цоколе из зеленого вогезского гранита. Внутри саркофага навечно замуровано тело императора, одетого в военную форму командира гвардейцев. Для погребения были использованы шесть уложенных друг в друга гробов: из жести, из красного дерева, два цинковых, из черного дерева и дубовый. Пол вокруг саркофага украшен мозаикой в форме звезды с названиями крупнейших сражений, в которых побеждал полководец. Не все из них приятны для нас (Аустерлиц или Фридланд) и не все очевидны: так победа под Москвой по существу оказалась пирровой победой, повлекшей за собой крушение империи и открывшей путь на Святую Елену.

Вокруг гробницы стоят, прислонившись к колоннам двенадцать крылатых Побед. Стены круглой галереи, идущей вокруг саркофага, украшены десятью мраморными барельефами, посвященными императору. Темы барельефов «Почетный легион», «Гражданское строительство», «Торговля и промышленность», «Счетная палата», «Университет», «Конкордат», «Кодекс Наполеона», «Государственный совет», «Управление», «Внутреннее умиротворение». Каждый из барельефов окружен символическими фигурами и снабжен цитатами из выступлений Наполеона или официальных документов. И это очень важно, что военные победы (упоминание о которых не радует проигравших) и выдающиеся достижения в государственной и законодательной деятельности, многими из которых до сих пор пользуется Франция и не только она, соседствуют здесь. Наполеон - полководец не отделим от Наполеона - государственного деятеля.

В средней части галереи, напротив входа в крипту, расположена величественная статуя Наполеона I в одежде римского императора. У подножия этой статуи похоронен сын императора, знаменитый Орленок. Гроб с его телом был перенесен в Дом инвалидов 15 декабря 1940 года и также первоначально установлен в часовне Св. Иеронима, в крипту он был помещен 18 декабря 1969 года. На мраморной плите написано: «Наполеон II. Король Рима. 1811 - 1832».

Помимо Наполеона и его сына, Дюрока и Бертрана в соборе Дома инвалидов похоронены также братья императора Жозеф и Жером, а также маршалы Франции, составлявшие ее славу в разные эпохи, Тюренн, Вобан, Фош и Лиоте.

Многие из наполеоновских маршалов занимали почетную должность губернатора Дома инвалидов (Журдан, Монсей, Удино, Мортье) и также похоронены на его территории.

Пожалуй, следует добавить, что еще несколько боевых соратников императора обрели в Париже вечный покой. На кладбище Пер-Лашез (более известном для нас по стене Коммунаров и захоронениям деятелей искусства и французской компартии) похоронены «железный» Даву, «храбрейший из храбрейших» Ней и герой итальянской компании Массена. Также на этом кладбище похоронены маршалы Груши, Келлерман, Лефевр, Макдональд, Периньон, Сен-Сир, Сюше. Любимец Наполеона, несгибаемый республиканец, Роланд французской армии маршал Ланн похоронен в Пантеоне. Кстати, в Пантеон со временем был перенесен и прах автора «Марсельезы» - революционного гимна Франции, однако так и не принявшего революцию, скромного офицера инженерных войск Руже де Лилля.

В комплексе зданий Дома инвалидов расположены и несколько музеев: музей армии, музей рельефных планов, музей современной истории, музей Ордена Освобождения, а также Институт (госпиталь) инвалидов.

Думаю, что именно в этом месте логично закончить нашу короткую виртуальную экскурсию по наполеоновскому Парижу.

В 60-х километрах на юго-востоке от Парижа расположился воплотивший в себе множество эпох и стилей, и абсолютно несимметричный замок Фонтенбло. К его строительству приложили руку многие французские короли и оба императора. В нем причудливо перемешались архитектурные стили и политические символы, лилии и орлы. Впервые замок Фонтенбло упоминается в царствование Людовика Святого в XII веке. Затем в его строительстве и перестройках принимали участие (или с ним были связаны события в жизни этих королей) Филипп Красивый, Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII, Людовик XIV, Людовик XV, Людовик XVI и Луи-Филипп. Императоры Наполеон I и Наполеон III также строили и перестраивали замок. Поэтому замок и получился таким разношерстным и несуразно растопырившимся в разные стороны. Помимо французских властителей здесь также бывали Петр Великий и Папа Пий VII.

Один из фасадов разношерстного Фонтенбло

Известно, что Наполеон очень любил бывать в этом замке, и для него здесь была сооружена целая анфилада помещений, включавшая Тронный зал (как ни странно, это один из немногих постоянных тронных залов французских монархов), Зал Совета, Спальня императора, Малая спальня (кабинет) императора, Приемная, салон Адъютантов, покои императрицы, библиотека. При Наполеоне III под библиотеку была переоборудована 80-метровая галерея Дианы, в нее же были перенесены и книги из библиотеки первого императора. В этой библиотеке сейчас находится и сделанный в 1810 году глобус императора, которым он пользовался в Тюильри. В череде залов и комнат Наполеона есть и так называемый личный салон императора.

Малая спальня, она же кабинет и салон Отречения

«Так как союзные державы провозгласили, что император Наполеон есть единственное препятствие к установлению мира в Европе, то император Наполеон, верный своей присяге, объявляет, что он отказывается за себя и за своих наследников от трона Франции и от трона Италии, потому что нет той личной жертвы, даже жертвы жизнью, которую он не был бы готов принести в интересах Франции». Эти строки были подписаны 11 апреля 1814 года именно в этом салоне замка Фонтенбло, на этом небольшом круглом столике. Поэтому салон также называют салоном Отречения, по легенде император, подписывая отречение, уединился в этом салоне.

Двор прощания.
Отсюда началась дорога на Эльбу.

В замке несколько дворов и самый большой из них со времен Екатерины Медичи назывался двором Белой лошади. Как говорят в этом дворе когда-то в качестве макета для памятника кому-то стояла гипсовая белая лошадь, памятника так и не сделали, а название двора осталось. Из замка в этот просторный двор ведет подковообразная лестница. Многим известна впечатляющая сцена прощания Наполеона с гвардией перед его отъездом на Эльбу из фильма Сергея Бондарчука «Ватерлоо». Говорят, что в этой драматической и эмоционально чрезвычайно сложной сцене актер Род Стайгер снимался только один раз, других дублей не было сделано. Так вот, прощание с гвардией в апреле 1814 года состоялось именно в этом дворе Белой лошади замка Фонтенбло, с тех пор он получил еще одно название - Двор прощания.

В замке также расположен и музей Наполеона I (правда, к моему сожалению, времени на его посещение у нас не было), в котором представлены коллекции различных вещей, связанных с императором и его семьей (это оружие, одежда, личные вещи, посуда и многое другое). В замке также расположился Китайский музей, созданный императрицей Второй империи Евгенией Монтихо.

Как и в Париже, в Фонтенбло проходит эпоха, соседствуют величие и слава, отречение и прощание.

Конечно, это далеко не все, что можно увидеть и рассказать о Париже консульства и Первой империи. За скобками нашей поездки в Париж, к сожалению, осталось такое известное имение как Мальмезон, где в годы консульства и в первые годы империи часто располагался двор Наполеона, и куда уединилась после развода Жозефина. Сюда на несколько дней заехал бывший император в июне 1815 года, прежде чем отправиться в Бордо. Именно здесь блеснула последняя надежда, что все еще можно исправить, во всяком случае, еще можно было спасти военную честь Франции.

За скобками остался дворец Сен-Клу, где разыгрались основные события 18 - 19 брюмера 1799 года, и где также очень часто в последствии располагался императорский двор. К сожалению, не успел я побывать и на улице Виктуар.

Да и эти места тоже далеко не исчерпывают всего, что связано с консульством и Первой империей.

Но в том, что еще не все увидено, есть и свои прелести: значит, что-то еще остается и на будущее.

Восемь дней пролетели как один миг, усталые, но довольные мы возвращались домой. Каждый из нас увидел в живую те места и достопримечательности, о которых читал в исторических монография, романах или путеводителях.

И главное лично для меня зримо и весомо Париж еще раз показал, что эпоха, начавшаяся 13 вандемьера 1795 года на улицах Сент Оноре и Святого Роха и закончившаяся в июне 1815 года здесь же на улице Сент Оноре в Елисейском дворце, была не только (и даже может быть - не столько) эпохой войн, сколько эпохой возрождения страны, активного государственного и правового строительства, строительства и реставрации улиц и зданий, памятников и мостов. Хотя, очевидно, что во многом это делалось за счет миллионных контрибуций, взимаемых с побежденных стран, но эти деньги, надо сказать, были умело пущены в дело. Так же как и человек, давший свое имя эпохе, был не только одним из выдающихся полководцев мира, но был и выдающимся государственным деятелем своей эпохи (и это не каламбур - действительно - своей эпохи), руководившим Францией в течение 15 лет и повлиявшим на судьбы Европы и остального мира не только как полководец (и может быть - не столько), но и как государственный деятель и законодатель.

И еще: имперские орлы, трудолюбивые золотые пчелы и знаменитый вензель - «N» не закрывали под собой золотые лилии. Символы империи находили свои достойные места в сложной вязи французской истории и архитектуры.



При подготовке заметок использованы
Брошюры:
Весь Париж (серия Золотая книга)
Д. Мадина, издательство «Бонеки», 1995.

Гробница Наполеона и Дом инвалидов
Ж.-М. Юмбер, Л. Дюмарш, издательство «Ла Гоэлетт», 1996.

Фонтенбло путеводитель
А. Лефербюр, издательство «Аrt lys», 2000.

Материалы сайтов Paris.org и Louvre.fr.
А также собственные фотографии автора.
Техническое содействие - Светлана Постникова.

© 2003 Сергей Постников. Интернет-проект «1812 год». Публикуется с любезного дозволения Автора.