Интернет-проект «1812 год»

 
Н.И. Иванов
«Инженерные работы на Бородинском Поле в 1812 году»
 

Инженерные работы по защите плотин, прудов и пр.

Инженерные работы на Бородинском поле и на подступах к нему заключались не только в специальном возведении артиллерийских и пехотных полевых фортификационных сооружений, называемых в обыденной речи укреплениями. Кроме укреплений сооружались средства сообщения – новые дороги, мосты, гати, переезды через овраги. Возводились искусственные препятствия и вспомогательные средства обороны – волчьи ямы, палисады, расчищались секторы обстрела. Производились противопожарные мероприятия, а также противоположные этим созидательным действиям необходимые действия разрушительные.

Именно последние виды инженерных работ всегда старалась выполнять обороняющаяся, численно меньшая сторона против превосходящих сил наступающего неприятеля, чтоб уровнять силы, истощить противника еще до его подхода к главной позиции, и сохранить собственные силы для обороны и, при возможности, для решительного контрудара. Так поступали и российские войска во все время отступления и оборонительных боев в 1812 г., вплоть до боя у Малоярославца. Так было и при Бородине.

Переход русских армий с позиции у Колоцкого монастыря к Бородинской позиции, предпринятый ранним утром 22 августа, потребовал обустройства дорог для всех трех колонн и, особенно, расширений переправ в местах, суженных мостами. Особенно необходимо было быстро провести такие работы на Новой Смоленской дороге. Эта трехполосная дорога общей шириной в 56 метров, сужалась всего до 6 метров на деревянных мостах при переправах через ручей Горнешню, перед деревней Акиншино, через речку Садку возле сельца Ратова, имевшей, кроме того, очень крутой и обрывистый левый берег, а также на переправе через речку Войну возле села Бородина. Требовалось увеличение числа мостов везде, а на речке Колоче даже устройство одного наплавного моста и ремонта там же двух деревянных мостов и мельничной плотины большого Щербинского пруда.

Таким образом, уже 21-го августа должны были быть произведены перечисленные работы, а также устроены фашинно-земляные гати через заболоченные места на проселочных дорогах, по которым намечался переход двух других русских колонн везде, где на пути их следования попадались ручьи, овраги и полусгнившие мостки.