НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Натта Конышева. Иллюстрация ускользающей эпохи

c 1 по 22 мартаМосква
Натта Конышева. Иллюстрация ускользающей эпохи
Натта Конышева. Автопортрет с маской слона. 2006, оргалит, масло, 80х49. Собрание Соколова
Натта Конышева. Вернисаж в Коломенском. 1999, холст, масло, 170х120. Собрание Трофименко
Натта Конышева. Камерун, 2000, оргалит, масло, 83х98 К ФиХ
Натта Конышева. Коломенское, 1973, х-м, картон-масло, 34,5х49,5
Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ представляет выставку "Натта Конышева. Иллюстрация ускользающей эпохи". Живопись из частных коллекций Москвы

Натта Конышева - уникальное явление российской художественной жизни конца XX - начала XXI веков. Её притягательное вне-каноническое искусство получило широкое признание ещё при жизни художника не только в профессиональной среде, но и среди широкого круга зрителей. Натта Конышева - легенда московской художественной жизни, которая была одной из центральных тем её работ. Выставка "Иллюстрация ускользающей эпохи" предоставляет возможность познакомиться с живописными произведениями Натты Конышевой из московских частных собраний.

Натта Конышева родилась в 1935 году в Москве в семье библиотекарей. Окончив школу с золотой медалью, поступила в Московский полиграфический институт на отделение "Промграфики". Её наставником на факультете был выдающийся художник Владимир Фаворский. После окончания института с 1959 по 1961 годы работала в журнале "Юный натуралист", "Физкультура и спорт", иллюстрировала книги для издательств "Детгиз", "Советский писатель" и Алтайского книжного издательства. С 1963 по 1978 годы Натта Конышева работала художником в Комбинате графического искусства мастерской Промграфики РСФСР, разрабатывала фирменный стиль для предприятий лёгкой промышленности. Устав от штампов "графического рукоделия", Натта Конышева переключилась на живопись, погрузившись в художественную среду советского андеграунда, участвовала в полуофициальных, квартирных выставках Москвы. В 1974 году была принята в Союз художников СССР, затем стала членом "Горкома графиков" и участником его выставок на "Малой Грузинской, 28".

Натта Конышева создала десятки тысяч живописных полотен и километры рисунков. Она продолжала изучать излюбленную жанровую живопись в музеях Франции, Бельгии, Голландии, Италии, перерисовывая классиков от Тинторетто, Веронезе, Веласкеса, Тициана, Ватто до Матисса. Авторитетом же считала Уильяма Хогарта. Вслед за ним Натта Конышева работала в "разговорном жанре" - так называли в Англии во второй половине XVIII века бытовой сатирический жанр. За долгие годы у нее выработалась авторская техника свободного фигуративного быстрого письма. Она назвала её "репортаж с элементами чудес". Гармония из хаоса и наоборот.

Конышева - художник городской среды, не расставалась с ручкой, рисовала всегда и везде, замирая от восторга, делала с ходу наброски, выводя смелые графические росчерки будущих полотен на истрепанных листах, извлеченных из повидавшей виды сумки. В её зарисовках чуть ли не половина жителей Москвы. Метод Натты основан на импровизации непосредственных наблюдений, ее "графические заметки" вдохновлены простыми горожанами и их обычной жизнью. Здесь и бурлящие толпы на вечеринках, на улице, в метро, в музее, на карнавале, в парке, на вокзале, на блошином рынке, в буфете, в магазине, в цирке, на вернисаже, перенесённые на холст в непрекращающемся движении фигур. Особенный интерес вызывала московская богема. Являясь мастером бытовой живописи, Конышева делала заказные семейные портреты в театрально-постановочной игровой манере, зачастую используя приём гротескного преувеличения. Натта заставляла облачаться в причудливые одежды, дополняла образы экзотическими аксессуарами и странными элементами, трансформировала локацию. Натта Конышева обладала даром провидца, никогда не льстила моделям даже в заказных портретах, проницательно "сканировала", выводя наружу сущностные черты человека и его изнанку. Многие от портретов отказывались. И их покупали другие, завороженные неповторимым эмоциональным взаимодействием.

Всегда казалось, что автора не волнует, что скажут про её работы, подкупала удивительная художественная независимость и острое чутьё. Она искала и находила собственные "ходы". Обязательное условие творческого метода - все эти "ходы" должны динамично участвовать в общей композиции картины. Полотна Конышевой - это атмосферные сложносочинённые иллюстрации времени, полуиллюзии, где условная реальность превращается то в иронию, то в юмор или сарказм, создавая фейерверк выразительных образов, сливающихся в единую фантасмагорическую какофонию. Конышева не была склонна идеализировать жизнь и сглаживать её несовершенства. Её картины пульсируют пронзительным ощущением прелести и обречённости бытия, а острота рисунка, неожиданные ракурсы сопричастны с эстетической исповедью иллюзиониста.

Натта Конышева известна не только в России, она участник множества выставок и за рубежом. В 1992 году принимала участие в выставке в Ницце вместе с работами Марка Шагала и Анри Матисса. В девяностые годы картины Натты удачно выставлялись на торгах аукциона Sotheby's.

Произведения Натты Конышевой хранятся в Государственной Третьяковской галере, в Русском музее, в Музее наивного искусства (Ницца, Франция), в Художественном музее (Брянск), в Государственном музее Востока (Москва), в музее ART4 (Москва), в Галерее Грегори (Нью-Йорк, США), в коллекции Рене Герра (Париж, Франция), в коллекции русского и восточно-европейского искусства Kolodzei Art Foundation (Нью-Йорк, США), в Хайленд Парк (Нью-Джерси, США), в галерее VArt (Москва), а также во многих частных коллекциях России, Бельгии, Франции, Италии, Германии и других стран.

В экспозиции живопись из коллекций Сергея Трофименко, Кирилла Гарнисова, Елены Комаренко, Татьяны и Стаси Кроль, Томаса Шмидта, Фёдора Додонова и Хайка Симоняна, Михаила Ходырева и Владимира Новикова, Алексея Соколова, Дмитрия Широкова, Елены Болотских.

Куратор Татьяна Кроль - художник и искусствовед. Член Союза художников России; член Творческого Союза художников России; член Международной Ассоциации Искусствоведов (АИС).

Выставка "Натта Конышева. Иллюстрация ускользающей эпохи" открыта с 1 по 22 марта 2024 г.

22 марта в 17.00 - Круглый стол "Творческий метод Натты Конышевой"

22 марта в 19.00 - Премьерный показ документального фильма "Натта". Режиссер - Ольга Домовцева.

Государственный институт искусствознания МК РФ, Москва, Козицкий переулок, 5. Метро "Пушкинская", "Тверская", "Чеховская"

Время и часы работы: пн.-пт., 11.00 -19.00.

Вход свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Тел.: +7 (495) 694-0371,

www.museum.ru/N84426
Ваше мнение »»

»»Государственный институт искусствознания
Адрес:город Москва, Козицкий переулок, 5
Телефоны:(495) 694-03-71
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.05.2024  x    ?  


Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век

Только линия. Пушкинский Петербург в графике

В Музее архитектуры представили арт-объект «Кристалл представления»

Выставка "Сквозь зеркало и обратно" в Ботанических оранжереях музея-заповедника "Архангельское"

Декада «Благостина» в Угличском музее

Выставка «Николай Рерих. В поисках легенды» в Музее им. В.И. Сурикова

Всероссийский литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна»

Детский праздник "Стойкий оловянный солдатик" на Бородинском поле

Выставка «Мой Дагестан» в Ростовском областном музее краеведения

Межмузейный выставочный проект "Чудо Преображения" в Изборске

Доспех Печального рыцаря XVI века выставлен в царскосельском Арсенале

Весенний праздник фонтанов - 2024 в Петергофе

Проект "НИИ Филаретова" в Московском музее современного искусства

Литературный фестиваль «Про Речь» в Усадьбе Мураново

"За гранью видимого". Фотоработы Светланы и Эмилии Крузе

Выставка "Ключик-Зубило: к 125-летию со дня рождения Юрия Олеши"

В Петербурге открывается музей, созданный в коллаборации с искусственным интеллектом

Фестиваль "Такой Зощенко?!" в Санкт-Петербурге

Выставка "Пушкинская эпоха" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Выставка "Устойчивость: что такое быть разумным с точки зрения природы"

Лучшие работы фотоконкурса «Российское дерево 2023 года» на выставке в Дарвиновском музее

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

Круглый стол «Современная фотография в музее» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru