НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» в Новой Третьяковке

c 21 декабря 2023 по 9 июня 2024Москва
А.Н. Овчинников. Копия-реконструкция фрески ''Чудо Георгия о змие''. XII в. Церковь Св. Геогрия в Старой Ладоге (дьяконник). 1980 г. Россия, Ленинградская обл., Волховской р-он, с. Старая Ладога
Овчинников Адольф Николаевич. Копия-реконструкция фрески ''Причащение Марии Египетской и Онуфрий Великий''. XII в. Бетания, церковь Богородицы (западная стена). 1980-е гг.? Грузия, Тбилиси муниципалитет, Дидгорский р-он
Овчинников Адольф Николаевич. Калька-реконструкция фрески ''Спас на престоле с предстоящими архангелами и херувимами''. Фрагмент. Архангел, Херувим и символ евангелиста (правая часть). Церковь № 8. Монастырь Сабереэби, 1981 г. Грузия, Тбилиси
Овчинников Адольф Николаевич. Копия-реконструкция иконы ''Рождество Христово''. XIV в. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 1980-е гг. Россия, г. Москва
Овчинников Адольф Николаевич. Копия-реконструкция фрески ''Видение Евстафия''. XV в. Церковь Успения Богородицы в Мелётово, август 1993 г. Россия, Псковская обл., Псковский р-он, с. Мелётово
Государственная Третьяковская галерея, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова представляют выставку копий русских и грузинских средневековых фресок и икон, созданных Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021). Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации и человек неординарного таланта, он всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников.

Работа Овчинникова порой приводила к подлинным научным открытиям. Так, раскрытие авторской живописи на вологодской иконе первой трети XIV века "Богоматерь Умиление (Толгская Подкубенская)" (Вологодский государственный музей-заповедник) сделало доступным для зрителей и исследователей памятник, стоявший у истоков целой художественной традиции, а увлеченное изучение техники так называемой золотой наводки, с которой Адольфа Николаевича познакомил выдающийся мастер-серебряник Ф.Я. Мишуков, переросло в подробно иллюстрированную и редкую для 1970-х монографию о знаменитых вратах суздальского собора Рождества Богородицы первой четверти XIII века.

Разработанный и широко применявшийся Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров. Желая досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копийреконструкций можно увидеть на выставке.

Делая копии храмовых росписей, Овчинников внимательно всматривался в технику письма, что позволяло ему давать новые интерпретации известных сюжетов, раскрывавшие глубину замысла средневекового мастера. Такой подход ярко проявился во время поездок по древним русским городам в 1950-1960-е годы. Привлеченный известным искусствоведом Н.Н. Померанцевым к работе в церкви Успения Богоматери в Мелётове, Овчинников не только выполнил копии фресок 1465 года, но и написал об этом загадочном и необычайно сложном по составу и иконографии сюжетов памятнике небольшую книгу, которая до сих пор остается востребованной исследователями. Ансамбль копий мелётовских фресок представлен на выставке вместе с житийной иконой святителя Николая Чудотворца (Государственная Третьяковская галерея), которая современна росписи храма и доподлинно из него происходит. Интерес к псковской живописи Овчинников пронес через всю жизнь, вновь и вновь к ней обращался, исполняя копии-реконструкции многих псковских икон XIV-XVII веков, среди них - экспонируемые на выставке "Деисус, с великомученицами Варварой и Параскевой", "Рождество Христово" и "Воскресение - Сошествие во ад".

География работ Овчинникова не ограничивалась древними русскими городами. Стремление к познанию глубинного единства церковного искусства и его сокровенного мистического содержания привело художника на христианский Восток - средневековое искусство Египта, Каппадокии и Грузии стало еще одной большой темой в его наследии. Дольше всего он работал в Грузии, где почти полностью скопировал целый ряд фресковых ансамблей IX-XIII веков в храмах пещерного монастыря Саберееби в Давид-Гареджи, в Атени, Бетании и Ачи. В копиях и кальках Овчинникова нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри грузинских и древнерусских храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают представленные в залах масштабные объемно-пространственные реконструкции. Копирование памятников оказалось невероятно важным для истории искусства, поскольку позволяет сохранить хрупкое художественное наследие, которое в силу разных причин в любой момент может быть утрачено. Еще в 1979 году на конференции в Тбилиси Овчинников впервые выступил с предложением создать на базе ВХНРЦ музей копий. Эта идея получила отклик в художественной среде и даже на государственном уровне, однако реализовать ее удалось лишь много лет спустя. В 2017 году по распоряжению Министерства культуры Российской Федерации была организована научно-реставрационная мастерская "Иконотека А.Н. Овчинникова" при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря.

Овчинников не оставлял и научно-реставрационной работы. К нему обращались за консультациями и помощью коллеги из многих музеев, в том числе из Третьяковской галереи. На выставке представлены две иконы, отражающие эту сторону деятельности мастера, - "Спас (оплечный)" и "Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский), со священномучеником Василием Анкирским и мучеником Андреем Стратилатом".

Мастерская А.Н. Овчинникова на протяжении многих десятилетий была одним из важнейших культурных и интеллектуальных центров Москвы, притягивавших к себе множество любителей и почитателей средневекового искусства. Ее сокровища - копии-реконструкции, которые мастер демонстрировал своим друзьям, ученикам и коллегам, теперь доступны широкой публике благодаря всесторонней поддержке и личному участию Светланы Львовны Абрамовой, основателя Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова.

Состав выставки: 11 икон, 68 произведений графики, 30 пространственных реконструкций

Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Иконотека А.Н. Овчинникова, ВХНРЦ, частное собрание

Кураторы выставки: Елена Саенкова, Наталия Горькова, Александр Горматюк.

Выставка открыта с 21 декабря 2023 по 9 июня 2024 г.

Новая Третьяковка, Москва, Крымский Вал, 10, залы 39–42

www.museum.ru/N84004
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.05.2024  x    ?  


Выставка "Битва за Крым: долгий путь к победе" в Российской национальной библиотеке

Евгений Халдей. Знамя Победы

Выставка "Победа - одна на всех" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

Герои тыла. Выставка, посвященная советскому конструктору Борису Шавырину

"Вернисаж Музея Победы"

Линии, штрихи, маршруты

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке

Медицина Великой Победы в живописи и скульптуре

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Открытие Центра современного искусства AZ/ART в Москве

"Цветы для Веры" в музее Кондратия Белова

Выставка работ Гавриила Лубнина в KGallery

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

История одной книги. Александр Блок. Король на площади

Выставка «Ордена военные напомнят…»

«По России в свите Наследника…»

Выставка "Её Музей, и Книга, и Портрет" в Дарвиновском музее

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru