С началом летнего сезона человека в большей степени интересует все, что связано с природой. Поэтому неудивительно, что наибольший интерес из московских музеев привлекло Коломенское. Ведь в первую очередь этот музей-заповедник известен своим парком. Музейные сотрудники понимают, что зеленая зона для посетителя очень привлекательна. В Коломенском есть специальный ландшафтный отдел, который следит за красотой газонов и клумб, за состоянием дорожек, наличием лавочек. Состояние парковой части музея - идеальное. Архитектурная составляющая музея выступает на равных с природой. В то время как многие музеи жалуются на скромное финансирование, в Коломенском отреставрирована часть построек. Символ музея храм Вознесения Господня и еще несколько зданий находятся на реставрации. Масштабную реконструкцию планируется завершить к 2007 г. Нельзя не коснуться вопроса взаимодействия музея и церкви. На примере музея Коломенское можно говорить об уважительных отношениях с обеих сторон. Храмы Коломенского являются действующими, имеют статус Патриаршего подворья, но, тем не менее, нет препятствия для музейной научной или экскурсионной работы.
Некоторые приезжают в Коломенское только погулять и полюбоваться постройками царской летней резиденции. По парку проходят группы с экскурсоводами. Когда встречаешь первую группу в сопровождении женщины в царском костюме, можно предположить, что это какая-то особая редкая экскурсия. Это не так. Абсолютно все экскурсии в музее костюмированные. Торжественная обстановка настраивает посетителей на особый лад.
Экспозиций в Коломенском несколько, но почти все они имеют постоянный статус. В музее стараются сохранить обстановку царской резиденции XVII в, к сожалению царь Алексей Михайлович не предусмотрел в своем Государевом дворе наличие выставочного зала. Но так как музей активно реконструируется, то и экспозиции изменяются.
Отметим выставку, посвященную 80-летию музея Коломенское. Она небольшая и занимает один зал. Автор выставки главный хранитель О. А. Полякова. О выставке рассказывает Валерий Викторович Зунков, заведующий научно-методического отдела. Экспозицию открывает портрет П. Д. Барановского, по инициативе которого в 1923 г. был основан музей. Эта дата зафиксирована на мандате, который представлен рядом с портретом - это одна из недавних архивных находок музея. По картам-планам видно как изменилась общая территория музея с 9 до 300 гектаров. Увеличение площади музея связано с изменением статуса музея с архитектурного памятника до многопрофильного Историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника. Из сотрудников музея, которые стояли у истоков хочется отметить М. Гра, которая долгое время была главным хранителем музея. Многими ее записями, описаниями, книгами учета пользуются и по сей день.
В Коломенском посетители могут полюбоваться не только архитектурными памятниками, но и богатейшими фондами. Основу коллекции составили архитектурные детали несохранившихся зданий. На выставке представлена деталь иконостасной резьбы - колонка из Церкви Козьмы и Демиана второй пол. XVI в. в Садовнической слободе, храм не сохранился.
Интересны иконы с изображением архитектуры, где видны исторические особенности храмов, многие их которых дошли до нашего времени в перестроенном виде. Эти иконы становятся источниками сведений для реставраторов.
В музее богатая коллекция архитектурной керамики, на выставке представлена керамическая икона "Евангелист Лука" конца XVII в. работы знаменитого мастера Степана Полубеса.
В музее активно ведется реставрационные работы, так на выставке представлена одна потемневшая от олифы икона и отреставрированная икона Соловецкого монастыря XVI в. Дело в том, что в Коломенском достаточно большая коллекция икон, резьбы по дереву, оружия с Соловков, которая попала в музея в 1930 гг, когда в монастыре была организована тюрьма особого режима. В 1990-е гг с монастырем у Коломенского найдено компромиссное решение. Предметы-святыни были переданы в Соловки обратно, а другие иконы копируются и отправляются в копиях.
Если внутреннюю выставочную деятельность можно скорее определить как спокойную, то в выездных выставках музей проявляет значительную активность. Экспонаты Коломенского участвуют во временных выставках, как по России - в Белых палатах на Пречистенке (Выставочный центр Москомархитектуры), Костромская икона в Малом манеже, Юбилей Николо-Угрешского монастыря, так и за рубежом - Бразилия, Рим, Япония, Париж, Сан-Паулу, Мадрид (Н. Теруб)